Перешагнув 100-процентный рубеж проникновения сотовой связи в Челябинской области в прошлом году, мы столкнулись с ситуацией, когда мобильная связь настолько тесно вошла в наш быт, что мы уже просто не представляем свою жизнь без нее.

Мы используем устройства доступа к сотовой сети - мобильники в качестве музыкальных плееров. Мы читаем электронные книги дома и в транспорте. Мы обмениваемся мультимедийными сообщениями, снимаем природу и интересные события и тут же отправляем их своим друзьям или родным. Одним словом сотовая связь наше все. А с введением в феврале 2007 года принципа повременной оплаты для городского телефона некоторые из нас все чаще и чаще задумываются о том, что мобильная связь вполне может заменить стационарные [проводные] телефоны. Возможен ли такой сценарий?

Всего в нашем регионе проживает около 3,6 млн. человек. По итогам третьего квартала 2006 года количество фиксированных телефонов в Челябинской области составило 844,96 тыс. абонентов [по информации с официального сайта ОАО «Связьинвест»]. Если мы возьмем всех операторов сотовой связи [количество активных sim-карт], то их совокупная база составит 3,744 млн. абонентов. Исходя из этих данных, становится ясно, что абонентов мобильных сетей в 4,33 раза больше, нежели людей, которые пользуются фиксированной связью. Уровень проникновения фиксированной связи на Южном Урале 23,5%, а подвижной – 104%. Это говорит о том, что сотовый телефон как средство связи используется жителями нашего региона чаще. Городской телефон строго привязан к конкретному месту, а мобильник с нами повсюду.

Количество мобильных фиксированных абонентов, млн.чел.

Обратите внимание, на улице, в транспорте, в учебных заведениях и на работе, мы не расстаемся с мобильным телефоном. Сотни и сотни тысяч абонентов нашего региона предпочитают общаться по сотовому - это намного удобнее. В последнее время люди преклонного возраста также вплотную приближаются к тому, чтобы использовать мобильный телефон. Судите сами... Нет абонентской платы за воздух, можно быть на связи с близкими всегда, даже если под рукой нет проводного телефона.

До недавнего времени главной причиной, по которой мы могли выбирать звонок с городского, а не с мобильного, была стоимость вызова. Это требовало достаточно ощутимых затрат.

Если посмотреть цифры средних счетов на одного абонента сотовой связи по разным странам [исследование Merrill Lynch, июнь 2006 года], доходность с одного абонента [ARPU] в России составляет в среднем 195 рублей [именно такой была абонентская плата за услуги фиксированной связью до 1 февраля этого года]. По этому показателю наша страна занимает 46-48 место из 50. Лидерами же по доходности являются Ирландия – 1539 рублей, Япония – 1485 рублей и США – 1431 рубль. После таких цифр становиться понятно, что российский абонент сотовой связи тратит меньше, ну и доходы у него несколько меньше. Все закономерно. Сотовая связь стала доступнее. Это очевидно, если посмотреть на цены фиксированной и мобильной связи.

Несмотря на достаточно низкие тарифы, люди все равно пытаются снизить расходы на связь. Они ждут дальнейшего снижения цен. Именно для таких, «легких» абонентов, мобильные операторы предприняли специальную лазейку – сверхдешевые внутрисетевые звонки, любимые номера и группы. По оценкам операторов сотовой связи, каждый второй абонент выбирает, так называемый, внутрисетевой тариф. Стоимость исходящих звонков внутри сети бывает даже ниже, чем при использовании домашнего проводного телефона. Среди таких тарифов особняком стоит предложение от TELE2-Челябинск «Лига». Все исходящие звонки в этом продукте на номера абонентов TELE2-Челябинск стоят всего 25 копеек.

Сравним наиболее популярные тарифы с дешевыми внутрисетевыми звонками. Для анализа предложений фиксированной связи будем использовать тариф «Повременной» [этот тариф выбирают наиболее экономные абоненты]. Ниже представлена сводная таблица с самыми популярными внутрисетевыми предложениями сотовых операторов и тарифы операторов фиксированной связи Челябинской области.

Оператор УСИ УСИ УСИ TELE2 Билайн Utel МТС МегаФон
Тариф Повременной-Челябинск/ Магнитогорск Повременной-Златоуст/ Троицк Повременной-Чебаркуль/ Южноуральск Лига Семья Радуга Фристайл Мы Мобильный
Исходящие внутри сети 0,25 0,25 0,25 0,25 1,25 1 1,2 1,4
Плата за соединение 0 0 0 0,6 0 0 0 1,2
Абонентская плата 130 130 130 0 0 0 0 0

Из приведенной таблицы видно, что самыми интересными в плане стоимости являются тарифы «Уралсвязьинформа», «Лига» от TELE2 и «Радуга Фристайл» от Utel. Но, в отличие от двух последних, продукты УСИ имеют абонентскую плату за пользование телефонной линии. Это дополнительные расходы 130 рублей в месяц. Из двух оставшихся наиболее дешевым выглядит «Лига»: низкая стоимость внутрисетевых звонков и отсутствие абонентской платы.

Проанализируем среднемесячные затраты потребителей по предложениям сотовых и фиксированных операторов. В среднем продолжительность исходящих местных соединений среди абонентов ОАО «Уралсвязьинформ» составляет 360 минут в месяц. Именно этот объем исходящих местных соединений возьмем в качестве базового для сравнения тарифов. Результаты проведенного исследования отражены на диаграмме. По горизонтали располагаются тарифные планы операторов, по вертикали – среднемесячные затраты абонента [с учетом того, что продолжительность разговоров составляет 360 минут в месяц].

Диаграмма иллюстрирует уровень затрат на связь с профилем внутрисетевых звонков 100%. Исходя из полученных данных, наиболее выгодным является тариф «Лига» от TELE2-Челябинск. Он подойдет для говорящих внутри своей сети как нельзя лучше. Расходы при этом составят 162 рубля. На тарифном плане «Повременной» УСИ пользователю придется заплатить 220 рублей. Третье место при данном профиле занимает тариф «Радуга Фристайл» от Utel. Абонент этого тарифа заплатит за месяц 300 рублей. Не забывайте, что сэкономить средства поможет использование специальных опций или дополнительных услуг. У всех операторов сотовой связи существуют «любимые номера», вызовы на которые тарифицируются с 50% скидкой.

По итогам нашего исследования вполне резонно предположить, что сотовая связь в перспективе может составить серьезную конкуренцию ГТС. Цифры говорят не в пользу последних, особенно в свете новых тарифов на фиксированную связь, которые предполагают абонентскую плату за использование линии. Другое дело, что выбирать ту или иную связь должны мы с Вами, не забывая о материальных затратах. После 1 февраля вопрос: «А может без городского?» выглядит вполне естественным.