События последних дней февраля разделили телекоммуникационный рынок на «до» и «после». Практически сразу после этого в прессе с завидной регулярностью стала появляться информация о том, что Россию отключат от интернета (или она сама), большая часть онлайн-сервисов перестанет работать, качество услуг связи существенно снизится, а цены вырастут в разы. Но за последние четыре месяца стало понятно, что все большая часть этих опасений оказалась необоснованной. Телеком операторы сумели адаптироваться к новой реальности. О том, как чувствует себя рынок и с какими вызовами сталкивается, в нашем разборе.

Интернета хватит всем: как челябинский телеком рынок адаптируется к новой реальности.

На 1 июня 2022 года проводным интернетом в Челябинской области пользовалось более 3,1 млн человек. В общей сложности к тому или иному провайдеру было подключено 1,275 млн квартир и частных домов. За минувший год абонентская база интернет-провайдеров Челябинской области показала пусть и небольшую, но положительную динамику: плюс 0,93%. К глобальной сети было подключено почти 12 тыс. домохозяйств. Практически все новые подключения пришлись на новостройки и дома, расположенные в частном секторе.

Маленький, но рост

Уровень проникновения ШПД в Челябинске при этом составил 89%, а в Челябинской области в целом – 72,6%. Четыре крупнейших провайдера занимают долю рынка 87,07%. На небольших региональных игроков приходится 7,13% рынка. Максимальная скорость интернета на коммерческих тарифах для физических лиц – 1024 Мбит/с по проводному соединению и 730 Мбит/с – по Wi-Fi.

«Мы продолжаем модернизировать аналоговые линии связи, заменяя их оптическими. Обновленные каналы связи, построенные по технологии «оптика в квартиру», позволяют повысить качество цифровых услуг в областных городах и районных центрах. На данный момент доля абонентов «Ростелекома» в Челябинской области, подключённых к ШПД по оптически каналам связи, составляет более 80%», - говорит Михаил Сергеев, директор челябинского филиала компании «Ростелеком».

«За прошедший год мы провели масштабную модернизацию фиксированной сети в Челябинске за счёт чего увеличили скорость домашнего интернета до 500 Мбит/сек. Кроме того, увеличили в два раза и минимальную скорость, доступную для подключения - до 200 Мбит/с в многоквартирных домах Челябинска, - отмечает Андрей Березной, директор филиала «МТС» в Челябинской области. - Также за последний год мы завершили очередной этап развития фиксированной сети МТС на Южном Урале, и впервые открыли доступ к высокоскоростному домашнему интернету жителям Чурилово, а также жилых комплексов северо-запада – «Александровский», «Подсолнухи», «Ньютон» и «Парковый-2». Такое масштабное развитие сети в регионе способствует и приросту числа пользователей домашних сервисов МТС – за год их количество в Челябинской области увеличилось более чем на 20%».

Крупнейшие операторы проводного интернета в Челябинской области.

Операторы отмечают существенный рост спроса на высокоскоростной интернет в частном секторе. Кроме того, пользователи всё более активно переходят на гигабитные тарифы. В первом полугодии 2022 года клиенты в Челябинской области стали подключать их на 6,3% чаще, чем в прошлом году. Эксперты объясняют такое положение дел потребностями в подключении как можно большего количества устройств к домашней сети, возможностями пользоваться нужными сервисами всей семьей и на максимальных скоростях, а также делать это как дома, так и на даче.

Доли рынка крупнейших провайдеров интернета Челябинской области.

Рынок услуг широкополосного интернета в Челябинской области в денежном выражении за год вырос на 10,8%. Оценка рынка в годовом выражении – 8,25 млрд рублей. Рост выручки связан с постепенным переводом клиентов на более скоростные тарифы, а также с активным переводом абонентской базы на пакетные тарифы и подписки, включающие контент онлайн-кинотеатров, стриминговые и музыкальные сервисы, игры и образовательный контент для детей. Часть операторов в 2021 году проиндексировала текущие и архивные тарифы примерно на 50 рублей, а также скорректировала условия предоставления скидок за длительное использование услуг связи.

В итоге средний платёж частных клиентов за интернет в месяц вырос на 37 рублей (+7,54% год к году) до 528 рублей. Средний платёж корпоративных клиента в месяц при этом вырос на 5,5% год к году.

Михаил Сергеев, директор челябинского филиала компании «Ростелеком».

«После пандемии многие жители региона остались на удалёнке, это стало удобным и привычным способом организации работы и отдыха, передачи и хранения больших объёмов информации. Поэтому высокоскоростной и качественный интернет по-прежнему остается востребованной услугой для жителей Южного Урала. Увеличился запрос на высокие скорости интернета от 200-500 Мбит/с. Южноуральцы стали чаще использовать облачные хранилища, - отмечает Михаил Сергеев. - Стоимость тарифов осталась на том же уровне. Незначительная индексация некоторых тарифов - в среднем на 25-30 рублей - проводилась в начале января для 5% абонентов, чей тарифный план не соответствовал рынку. Для действующих и новых клиентов провайдера всегда реализуются различные акционные предложения с выгодными условиями подключения. Например, конвергентные тарифы, включающие интернет, телевидение и мобильную связь. Такой комплекс цифровых сервисов позволяет клиентам существенно экономить на связи, а компании – обеспечивать устойчивую лояльность абонентской базы. Повышать тарифы в ближайшее время компания не планирует».

Пользователи отдают предпочтение российским сервисам и видео

Трендом второй половины 2021 года и первой половины 2022 года стал рост интернет-трафика видеосервисов примерно на 20%. При этом провайдеры фиксируют существенное снижение трафика к заблокированным социальным сетям. По отдельным из них падение составляет 80%. Одновременно с этим, с марта 2022 года фиксируется стремительный рост пользователей, использующих разнообразные VPN-сервисы. По данным статистики Liveinternet, на 1 июня 239,5 тыс. пользователей (домохозяйств) из Челябинской области выходили в Сеть при помощи таких сервисов (примерно 18,78% от всех проводных подключений).

Продолжают пользоваться высоким спросом пакетные предложения провайдеров, в которые помимо домашнего интернета, телевидения и IP-телефонии входят услуги домофона, видеонаблюдения и мобильной связи.

Wink.

Среди дополнительных сервисов, которые вносят существенный вклад рост платежей со стороны пользователей: предоставление оборудования в аренду (маршрутизаторы, роутеры, мультимедийные приставки), подписки на контент онлайн-кинотеатров, игровые сервисы, антивирусные программы, информационная безопасность и облачное видеонаблюдение.

Ожидаемо отрицательную динамику показали сегменты кабельного телевидения и проводной телефонии — дело в существенном снижении востребованности самих продуктов. Абоненты всё чаще предпочитают пользоваться интерактивным телевидением и смарт ТВ, многие отказываются и от использования домашних телефонов и отдают предпочтения мобильной связи, звонкам в мессенджерах и специализированным сервисам видео и аудиоконференций.

Дмитрий Ковалев, директор межрегионального филиала Южный Урал АО «ЭР-Телеком Холдинг» (ТМ «Дом.ru» и «Дом.ru Бизнес»).«За последний год из всех услуг Дом.ру особенно высокую динамику роста показала умная домофония и облачное видеонаблюдение. Количество пользователей наших домофонов выросло на 44,3%, а наших камер видеонаблюдения — на 367,3%. Стабильный рост показало и направление интерактивного телевидения. За прошедший год число абонентов увеличилось на 5%, а продажи смарт-приставки Movix на Android TV за несколько месяцев 2022 года уже значительно превысили показатели всего 2021 года. Что касается интернета, то общее количество абонентов за этот год существенно не изменилось. С учётом различных сегментов нашего бизнеса абонентская база Дом.ру в Челябинской области за последние 12 месяцев увеличилась на 3,3%. Впервые за очень долгое время мы повысили стоимость слуг, как и другие операторы рынка», - отмечает Дмитрий Ковалев, директор межрегионального филиала Южный Урал АО «ЭР-Телеком Холдинг» (ТМ «Дом.ru» и «Дом.ru Бизнес»).

«За минувший год доля абонентов «Видеонаблюдения» выросла на 25%, «Интерактивного телевидения» - на 5%, а «Медиасервис Wink» - на 30%. Количество пользователей игровых тарифов увеличилось на 18%. Мы также отмечаем рост интереса к интеллектуальным сервисам для удобства и безопасности семьи: «Умный дом» - плюс 15% и «Умный домофон» - плюс 5%», - приводит данные Михаил Сергеев.

Андрей Березной, директор филиала «МТС» в Челябинской области.

«Спрос на цифровое телевидение и высокоскоростной домашний интернет на Южном Урале продолжает расти, в том числе за счёт использования сразу нескольких устройств в домашней сети и технологии умного дома.  Жители Южного Урала продолжили ранее взятый тренд на экономию. Об этом, во-первых, говорит активное использование конвергента, который позволяет семьям экономить до 40% ежемесячно, чем активно пользуются жители Челябинской области – год к году количество абонентов, которые подключили сразу несколько домашних сервисов, выросло более чем на 30%. Во-вторых, южноуральские пользователи всё чаще экономят с помощью цифровых экосистемных продуктов, среди которых онлайн-кинотеатр KION, подписка МТС Premium и сервис МТС Cashback», - делится своими наблюдениями Андрей Березной.

Бизнес ищет новые точки роста в телекоме

Бизнесу всегда необходимо оставаться на связи, а последние события заставили многих участников рынка посмотреть на цифровизацию с новой стороны. Телеком операторы со своей стороны поддерживают клиентов в непростых условиях. Они запускают специальные предложения для малого и среднего бизнеса, в котором фиксируют тарифы на интернет для предпринимателей и предлагают скидки на популярные цифровые решения.

«Самая популярная услуга у корпоративных клиентов – это организация каналов связи: подключение сотрудников компаний к скоростному интернету и объединение удалённых объектов бизнеса в единую защищенную сеть VPN. Второе место по востребованности – услуга виртуальной телефонии. На третьем месте находится облачное видеонаблюдение. С помощью цифрового сервиса предприниматели решают вопросы безопасности имущества и контроля рабочих процессов. При этом, помимо услуги облачного хранения данных, все больше набирает популярность видеоаналитика. Функция позволяет не только вести подсчёт посетителей для распределения нагрузки и прогноза доходов, но и решать более специфические задачи, например, выполнять тепловизионный контроль объектов, вести подсчет количества предметов и другие», - говорит Михаил Сергеев.

Домофон Дом.Ру.

«В 2021 году был реализован проект «Дострой», в рамках которого к сети «Дом.ру Бизнес» было подключено более 28 новых объектов коммерческой недвижимости.​ А наиболее востребованными услугами в B2B-сегменте стали - корпоративный интернет на скорости 30-50 Мбит/с с защитой от DDoS-атак и VPN-сети, видеонаблюдение с сервисами аналитики (особенно среди УК и ТСЖ), облачная АТС, Wi-Fi с дополнительными маркетинговыми инструментами, включая набирающей популярность услугой Wi-Fi-радар, - рассказывает Дмитрий Ковалев. - Большим вниманием со стороны клиентов пользовались пакетные предложения: «Открывай и расти», включающее интернет и видеонаблюдение для удаленного контроля качества работы персонала в торгово-сервисных точках, отчеты о времени посещения клиентов и демографических характеристиках аудитории, а также «Продавай и расти» - интернет и облачная АТС для повышения качества обслуживания и контроля телефонных продаж».

«За последние месяцы увеличился спрос на сервисы по мониторингу транспорта и разъездного персонала, в том числе из-за ухода с российского рынка крупных зарубежных провайдеров аналогичных решений. Наше решение – полностью отечественное ПО, внесённое в российский реестр. В текущих условиях мы обеспечиваем перевод компаний на собственное решение по мониторингу транспорта с сохранением непрерывности их бизнес-процессов в случае возникновения сложностей с обслуживанием у зарубежных поставщиков. При таком переходе не требуется замена оборудования, поэтому он осуществляется быстро и при минимальных затратах», - отмечает Андрей Березной.

МТС - домашний интернет и умные сервисы.

К чему готовится дальше?

Глобальное отключение России от интернета извне на данный момент — практически невероятный вариант. Магистральные провайдеры, отвечающие за работу глобальной инфраструктуры, заявляли о приостановке деятельности в России в марте 2022 года. Но специалисты до сих пор видят обмен трафиком с ними. Происходит это из-за соблюдения принципов связности.

Всемирная паутина устроена таким образом, что трафик может идти через множество точек по множеству каналов связи, но для всех выгоден наиболее короткий путь. Именно поэтому поставки ключевого оборудования сохранятся, ведь глобальным компаниям невыгодно изолировать такой крупный сегмент сети.

Людям нужен качественный интернет и онлайн-сервисы.

Ограничения с поставками оборудования для обычных пользователей станут заметны не сразу, до принципиальных изменений в скорости и стабильности сети может пройти несколько лет. В любом случае можно предположить, что развитие отрасли замедлится. Пока телеком устойчив из-за недавних инвестиций: пандемия многократно увеличила потребление трафика, поэтому операторы серьезно поработали над сохранением качества связи, закупили оборудование впрок. В сфере технологий уже несколько лет российские компании держат курс на импортозамещение и сейчас на фоне внешних факторов, они снова попадают в этот тренд.

В 2021 году Россия заняла девятое место в мировом рейтинге доступности и качества интернет-услуг по версии рейтингового агентства НКР. Это дает России большой запас прочности.