Глобальный рынок шлемов и очков виртуальной реальности падает. Продажи VR-гарнитур по за год снизились на 24%. Такие данные приводит аналитическая компания Omdia. Среди причин – дороговизна пользовательских устройств и их техническое несовершенство, малый объём качественного VR-контента, а также общий спад в сферы развлечений по всему миру.
По данным компании Omda, продажи VR-гарнитур по итогам 2023 года упадут на 24% и достигнут 7,7 млн единиц, тогда как в 2022 году пользователи купили 10,1 млн VR-устройств. Эксперты прогнозируют дальнейшее падение рынка VR на 13% в 2024 и 2025 годах. Восстановление, если и будет, произойдёт не ранее 2026 года.
В Omdia рассчитали, что в 2023 году количество используемых VR-устройств в мире составило 23,6 млн единиц. К 2028 году это число практически не увеличится. Аналитики прогнозируют, что по итогам 2023 года расходы на VR-контент снизятся до $844 млн и составят на $90 млн меньше, чем они были в 2022 году.
Среди факторов, которые негативно повлияли на продажи устройств виртуальной реальности, - нестабильная экономическая ситуация во многих странах мира и естественное желание людей сэкономить на развлечениях. Кроме того, технические возможности, производительность и потребительские свойства многих VR-гарнитур оказались гораздо ниже ожиданий пользователей. Принимая во внимание высокую стоимость гаджетов, большая часть людей решила повременить с покупкой техники. Ещё одним фактором, замедляющим рынок, стало отсутствие достаточного объёма разнообразного VR-контента.
Один из лидеров игровой индустрии, компания Sony отказалась от каких-либо значимых игровых VR-релизов в 2023 году, сместив акцент работы в сторону других периферийных устройств и классических игровых консолей. Компания ByteDance со своей стороны поумерила амбиции на рынке VR, что привело к отмене запланированных игровых проектов. В совокупности с отсутствием какого-либо конкурентоспособного контента это привело к падению спроса на её гарнитуры Pico, несмотря на в целом неплохие технические характеристики у модели Pico 4, отмечают аналитики.
«Появление новых игровых устройств на рынке в 2024 году включая Switch 2 и обновлённых портативных приставок Steam Deck OLED, скорее всего, отодвинет планы по покупке новых VR-устройств на второй план у геймеров, составляющих основную базу пользователей виртуальной реальности. Поскольку технологические гиганты смещают свой фокус в сторону технологий искусственного интеллекта, сокращение инвестиций в VR-рынок может привести к спаду в отрасли в течение ближайших двух лет. Ситуацию не сможет в краткосрочной перспективе поправить даже гарнитура смешанной реальности Apple Vision Pro, чей выпуск ожидается в начале 2024 года. Это событие будет оказывать на рынок ограниченное воздействие как минимум до 2026 года», - делится своим мнением старший главный аналитик Omdia Джордж Джиджиашвили.
Постепенное восстановление роста потребительских расходов на VR-контент может случиться не ранее 2026 года. К 2028 году доходы от продаж контента для виртуальной реальности теоретически могут вырасти до $2,3 млрд. Правда, для этого ключевые игроки рынка должны будут наладить выпуск VR-оборудования нового поколения, которое в техническом плане будет отличаться лучшей эргономикой, высокой надёжностью и наличием прорывных возможностей.