Маркетплейс Ozon представил финансовые результаты работы за апрель-июнь 2024 года. Оборот по итогам периода вырос на 70% год к году и продемонстрировал ожидаемое замедление темпов роста относительно начала года на фоне более высокой базы сравнения. Дополнительными негативными факторами также могли стать высокая ключевая ставка и проблемы с трансграничными платежами.

Маркетплейс OZON.

Во втором квартале текущего года оборот Ozon увеличился на 70% год к году. Темпы роста оборота продемонстрировали существенное замедление по сравнению с первым кварталом, когда рост был на уровне 88% в год. Это объясняется более высокой базой сравнения. При этом в компании подтвердили, что по итогам года прогнозируют рост оборота на уровне 70% за год.

Дополнительное давление на бизнес-показатели оказало повышение ключевой ставки и проблемы с трансграничными платежами. Эксперты отмечают, что проблему платежей компании уже удалось решить. Число активных покупателей увеличилось на 29% год к годк и превысило 51 млн. В среднем один активный покупатель совершил за квартал более 6 покупок. Число заказов на активного покупателя увеличилось на 24% год к году. Средний чек продолжил демонстрировать положительную динамику близкую к уровню инфляции и увеличился на 6% за год. Доля маркетплейса в продажах росла и прибавила за квартал еще 0,9 п.п., достигнув 86,1%.

Выручка группы по итогам периода увеличилась на 30% год к году против 32% в первом квартале. Выручка маркетплейса при этом увеличилась всего на 3% за год. Эффективная ставка комиссии составила 6,9% против 8,9% в начале года и 12% во втором квартале 2023 года. Снижение эффективной ставки комиссии связано как с эффектом от пересмотра расчетной базы (исключением из расчетов ряда статей), так и высокой промо-активностью Ozon, а также инвестициями в развитие платформы. Выручка от продажи товаров увеличилась на 12% год к году и продемонстрировала небольшое ускорение темпов роста относительно января-марта.      

Рекламная выручка росла быстрее оборота и увеличилась на 86% в год. Доля рекламной выручки в процентах от GMV составила 4,4% против 4,2% в первом квартале и 4% годом ранее. Компания постепенно движется к доле рекламной выручки в 5% от оборота. Прочие сервисы показали темпы роста на уровне GMV.

Выручка направления финтех также росла со значительным опережением оборота и увеличилась более чем на 200% за год. Благодаря расширению кредитного портфеля и увеличению его доходности процентная выручка продемонстрировала рост почти на 300% за год. Комиссионная и прочая выручка банка также росла быстрыми темпами и внесла свой вклад в общий результат. Кредитный портфель увеличился на 7 млрд рублей по сравнению с первым кварталом 2024 года и составил 2,5% LTM GMV. Темпы роста депозитов заметно опередили темпы роста кредитного портфеля, что можно связать, в том числе с текущей денежно-кредитной политикой ЦБ и уровнем ставок.

EBITDA группы была слегка отрицательной и составила -0,7 млрд рублей. Убыток в онлайн-торговле составил 6,5 млрд рублей или 1% GMV против положительного результата на уровне 0,6% GMV в начале года. В компании отмечают значительный рост операционных расходов год к году на фоне масштабного запуска маркетинговых и рекламных компаний во втором квартале.

За счет положительной EBITDA финтеха удалось в значительной степени компенсировать убыток онлайн-торговли. Рентабельность EBITDA финтеха в процентах от выручки снизилась более чем на 8 п.п. квартал к кварталу и составила 31,8%. Это можно связать как с подготовкой к запуску большого числа новых продуктов, так и с текущей рыночной ситуацией. Компания сохранила прогноз по EBITDA в 2024 году и ожидает, что показатель будет положительным.