Еще один материал проекта «мобилизация Челябинской области» посвящен городу-столице Южного Урала. Челябинск - ключевая территория для любого оператора связи. И прежде всего, связано это с развитым промышленным комплексом, большой численностью населения (1,1 миллион человек), высоким уровнем достатка многих горожан, концентрацией многих учебных заведений и другое.

Развитие. Первые абоненты сотовой связи в городе появились в 1995 году с приходом на рынок бывшего монополиста (до 2000 года) компании Южно-Уральский сотовый телефон, позднее появились МТС, CDMA, МегаФон и Билайн™, Tele2 и SkyLink. Всего в городе проживает, как было сказано, около 1,1 млн. жителей. Уровень проникновения сотовой связи в столице Южного Урала дошел - среди активного населения (14-60 лет) - до отметки 87%. А среди населения вообще составляет 63-65 % (по информации агентства Сотовик-Урал и Tele2). Таким образом, количество челябинских абонентов по всем операторам достигает 690-715 тысяч человек. Это, без малого треть населения города-миллионника. Цифра внушает уважение и превышает показатели прошлого года на 23 %. Но все-таки до полного насыщения пока далеко. Для сравнения, емкость рынка сотовой связи Москвы - 112 %, в Санкт-Петербурге 100%. Город занимает особое положение в инфраструктуре нашей области и, наверное, именно этим вызвано присутствие сразу семи операторов мобильной связи. Лидером рынка сотовой связи в Челябинске является на сегодня компания Билайн™ (статистический материал взят с сайта http://www.sotovik.ru/). В течение 16 месяцев с момента работы сети представители этой компании сумели захватить долю в 28%.  Особо обращает на себя внимание шведский сотовый оператор Tele2, появившийся на рынке позже других - чуть больше года назад, но сумевший, несмотря на это, занять уже около 24% рынка. Tele2 почти вплотную подошел к лидирующей компании сотовой связи Билайн™ и оставил позади прежнего "любимца публики" МТС. Телесистемы заняли почетное третье место с результатом в 20,5%. Сейчас МТС, вслед за Билайн™ и Tele2, перестраивает себя под среднего потребителя, существенно изменив прежние принципы маркетинговой политики. Но сбои в работе биллинговой системы 27 и 28 сентября могут поставить на этом жирный крест. Среди остальных компаний стоит выделить Utel с показателем 17% и МегаФон – порядка 10% (SkyLink располагает абонентской долей менее 0,5% от общей).

Среди тарифных планов предпочтения отдаются таким как «Грин» и «NewТон»(Utel); МТС.Оптима, СуперДжинс и Джинс 007(МТС); самые востребованные тарифы Билайн™ «Тайм» и «Простые вещи»; «Альфа 74», «МегаЛайт» (МегаФон); «Мечта» и «Город» от Tele2.

Доступные операторы.

  • SkyLink – единственный оператор, который предоставляет услуги в стандарте IMT-NC-450, одними из самых выгодных тарифов являются «Безлимитный» и особенно «Студенческий» - специальный тариф. Он предназначен для студентов, которые любят общаться и не хотят переплачивать за разговоры. Помимо этого, предложение SkyLink предполагает покупку сотового терминала по сниженной цене. Из особенностей тарифа, можно выделить абонентскую плату в размере 200 рублей, в которую включены 400 минут голосовой связи, по исчерпании которых голосовая местная связь будет стоить $0,07 без НДС. Стоимость передачи данных составляет 4,5 рублей с НДС за Мб. Важное замечание,  что подключиться к этому тарифу можно только до 1 ноября.
  • Tele2 GSM – шведская корпорация, появившаяся в городе в конце 2003 года и захватившая самых необеспеченных абонентов (девиз компании «Мы отучим Вас платить..!»). Интересно, что компания постоянно представляет все новые и новые акции, самая последняя «Подарки при активации карт оплаты».
  • Билайн™ – первый оператор, предоставляющий услуги на базе GPRS с момента своего появления, кроме этого самым дешевым тарифным планом является именно предложение Билайн™  – «Тайм»: исходящие внутри сети $0,03 за минуту и исходящие вызовы на все мобильные региона $0,07 за минуту (тарификация с 61-ой секунды), при этом не стоит забывать, что абонентская плата отсутствует. С июля самым модным тарифом становится «Простые вещи» - «…просто 2 цента…».
  • Мегафон – самый либеральный в свое время представитель сотовых компании. Многие абоненты все еще пользуются изумительным тарифом с посекундной тарификацией «Серпантин». Летом прошлого года компания решила обновить основную линейку тарифов, на мой взгляд, смена прошла очень успешно, кроме того, есть новые региональные и федеральные предложения этого года.
  • МТС – постоянно второй оператор сотовой связи в Челябинске. Чего не хватает, почему всегда на заднем плане? Возможно, это связано со статичностью ценовой политики компании,  с невозможностью быстро реагировать на изменения, происходящие во внешней среде, на рынке товаров и услуг. На данный момент МТС проигрывает по основным параметрам и МегаФону и Билайн™ и особенно Tele2. Де-факто, но если руководство ничего не предпримет, компанию в Челябинской области ждет глубокая депрессия.
  • Utel/ЮУСТ – самая уникальная компания, меценатством которой занимается «Уралсвязьинформ». Удивительно, но без разрешения последнего оператор сотовой связи даже не смог быстро запустить в коммерческую эксплуатацию пакет услуг на базе GPRS. Весной 2004 года ЮУСТ ввели три новых интересных тарифа под общим названием «New Тон», которые помогли компании укрепиться и усилили лояльность абонентов.

Абоненты и их предпочтения. Поскольку Челябинск является центром Южного Урала, в городе располагаются офисы комплексного обслуживания абонентов всех операторов мобильной связи (при этом многие имеют 3 или более центров). Затраты на сотовую связь у среднестатистического потребителя составляют 399 рублей в месяц (ИА Сотовик). В целом у всех перечисленных операторов достойная зона покрытия территории города и прилежащих окрестностей.

Интересно, какие модели телефонов предпочитают наши челябинцы. Непременными хитами продаж являются недорогие модели,

  • так в классе до 3000 рублей лидеры – Motorola C380, Nokia 2600, Nokia 2650, Siemens A65, Siemens CF62, Samsung C200, SonyEricsson T290i.
  • 4000 - 7000 рублей. Среди них можно выделить Motorola E398, Motorola V620, Nokia 6230, Samsung E330, Samsung E630, Siemens CX65/M65, Siemens S65, SoniEricsson K700i.
  • 8000 – 12 000 рублей. Motorola RAZR V3, Nokia 3230, Nokia 6230i, Nokia 6630, Pantech GL100, Pantech PG3200, Samsung E730, Samsung D500, Sagem MyX-8,
  • Прежде всего, такой расклад обеспечен доходами людей.
  • От 12 000 и более. Nokia 6680/6681, SonyEricsson K750i

Студенты могут позволить себе приобрести, например, Siemens С65, Nokia 6260, Samsung X610, Motorola V500, SonyEricsson K500. Еще одна особенность города – «элита», которая пользуется имиджевыми аппаратами такими как, Nokia 7200 Limited Edition, аппараты Vertu, Siemens SL65 Escada и пр. Многие «продвинутые» пользователи предпочитают уникальные телефоны из числа смартфонов, таких как Siemens SX1, SonyEricsson P910i, Sendo X.

Рынок услуг и дилеры.

Основными действующими лицами на рынке торговли телефонными аппаратами являются сети салонов связи Евросеть, Связной, Цифроград, Симфония, Divizion и др. Рыночные доли (ИА УрБК) составляют в среднем Евросеть - 30%, Связной - 21%, Симфония – 9%; Цифроград (с магазинами «T1») – 8%, Divizion – 4% и другие 28%.

28 сентября 2005
Кущ Иван

// Взято с http://.