Яндекс представил свои финансовые результаты период с июля по сентябрь 2022 года. Ключевые показатели оказались лучше прогнозов аналитиков. Так, темпы роста в поисковом сегменте ускорились относительно предыдущего квартала, даже несмотря на падение рекламного рынка в России. Деконсолидация Дзена и включение в отчётность Delivery Club пока не оказало существенного влияния на результаты. В сегменте такси и онлайн-торговли рост ожидаемо замедлился квартал к кварталу, но остался на высоком уровне — около 50% год к году. Прочие направления продемонстрировали в целом устойчивую динамику.
Рентабельность заметно улучшилась почти у всех подразделений Яндекса за исключением онлайн-объявлений и прочих бизнесов. На последний сегмент сильно повлияло изменение структуры и перенос туда некоторых расходов других направлений. В целом пока компании удаётся демонстрировать сильные результаты в условиях сложной макроэкономической обстановки и высокой неопределенности.
Выручка Яндекса по итогам третьего квартала увеличилась почти на 46%, что выше результатов предыдущих кварталов. Значительно ускорились темпы роста, прежде всего, в поисковом сегменте, где они составили 45% за год против 31% во втором квартале. Российский рекламный рынок в третьем квартале продолжил снижаться, а по онлайн-рекламе падение могло составить более 10% за год. Тем не менее, Яндексу удалось компенсировать негативный эффект от снижения рынка за счёт перетока рекламных бюджетов от ушедших западных компаний.
Доля холдинга в поиске на различных платформах продолжает довольно быстро расти. Средний и малый бизнес в июле-сентябре обеспечил основной приток рекламной выручки, но оживление произошло и среди крупных клиентов. В Яндексе отмечают, что рекламный рынок постепенно начинает стабилизироваться, и динамика роста в сегменте поиска также нормализуется в ближайшие кварталы. В октябре рост оставался сильным, с умеренным снижением темпов относительно третьего квартала. По рентабельности EBITDA сегмент показал очень сильный результат и заметно опередил ожидания аналитиков. Это было связано с экономией на маркетинговых расходах, переносом некоторых расходов в сегмент экспериментов и положительным эффектом операционного рычага.
Сервис Дзен компания перестала консолидировать с 12 сентября, и это оказало незначительное негативное влияние на рентабельность подразделения. В холдинге ожидают, что начиная с четвёртого квартала рентабельность поискового сегмента опустится ниже 50% на фоне увеличения расходов и влияния деконсолидации Дзена.
Выручка в сегменте такси и онлайн-торговли выросла на 49% за год и продемонстрировала умеренное замедление темпов роста относительно предыдущего квартала. В такси и каршеринге количество поездок выросло на 24% год к году, а оборот — на 27%, что меньше показателя второго квартала. Замедление можно объяснить сезонностью и влиянием ряда негативных эффектов, в том числе и объявления частичной мобилизации. Опережающими темпами продолжили расти поездки вне России, и их доля увеличилась до 29% от общего числа. В третьем квартале Яндекс начал предоставлять услуги такси ещё в 4 странах и вышел на 6 рынков в течение 2022 года.
Оборот Яндекс Маркета вырос на 78% за год, что лучше результата предыдущего квартала. Яндекс сообщает, что рост оборота был сильным в июле, августе и первой половине сентября, но сменился падением во второй половине сентября. В октябре оборот Маркета увеличился на 94% за год. Доля маркетплейса в продажах была на уровне 83%, что на 5 процентных пунктов выше показателей прошлого года, но на 1 процентный пункт ниже прошлого квартала.
Сильная динамика роста остается в сегменте доставки и foodtech. Delivery Club был консолидирован начиная с 8 сентября и пока не оказал значительного влияния на показатели группы. Убыток на уровне EBITDA сегмента снизился в несколько раз относительно сопоставимого периода прошлого года благодаря улучшению юнит-экономики большинства бизнесов. Консолидация Delivery Club на протяжении полного квартала может оказать некоторое негативное воздействие на рентабельность подразделения в будущем.
В сегменте медиа рост выручки ускорился по сравнению со вторым кварталом более чем на 30 процентных пунктов, благодаря устойчивому росту базы подписчиков и увеличению выручки с каждого подписчика. Общее число подписчиков сервиса Плюс достигло 15,8 млн (+2,1 млн за квартал), а смотрящих подписчиков Кинопоиска 6,6 млн. Рентабельность направления значительно улучшилась на фоне снижения инвестиций в контент и эффекта операционного рычага.
Рост в сервисах объявлений также ускорился, чему поспособствовала сильная динамика в проектах Недвижимость и Путешествия. Это позволило компенсировать слабые показатели Auto.ru.
В сегменте экспериментов высокие показатели продолжили демонстрировать девайсы, облачные и образовательные сервисы, которые обеспечили основной рост выручки подразделения. Убыток направления на уровне EBITDA значительно вырос за год в силу переноса некоторых расходов из других сегментов в эксперименты, при этом девайсы и облачные сервисы второй квартал подряд демонстрировали положительную EBITDA.
Яндекс сообщил, что по итогам октября компания выкупила 99% своих конвертируемых облигаций на 1,25 млрд долл. Для этого было выпущено 2,5 млн акций класса А, что составляет менее 1% от общего количества.