Одним из дополнительных источников финансирования развития отрасти связи может стать, так называемый «налог на трафик» для иностранных интернет-компаний и сервисов, создающих основную нагрузку на сети передачи данных. Такое предложение содержится в обсуждаемой «Стратегии развития отрасли связи в РФ на 2024–2035 годы», проект которой подготовлен Минцифры совместно с операторами связи. Данное положение может нивелировать влияние санкционной политики недружественных стран.
Предполагается, что владельцы крупных онлайн-ресурсов будут заключать с российскими операторами коммерческие договоры о пропуске трафика. В случае утверждения новые правила затронут онлайн-кинотеатры, а также такие зарубежные платформы, как YouTube, поисковик Google, мессенджер WhatsApp и многие другие.
Вместе с тем, как отмечается, под действие «налога на трафик» не подпадут сервисы, входящие в реестр организаторов распространения информации (ОРИ). Это, в частности, социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники», службы «Яндекса», а также видеохостинг Rutube, принадлежащий «Газпром-медиа холдингу» (ГПМХ). Таким образом, полагают участники рынка, инициатива направлена прежде всего на получение отчислений от зарубежных интернет-компаний.
С другой стороны, говорят эксперты, в России нет законодательного механизма, который позволил бы собирать с иностранных фирм «налог на трафик», а создать его вряд ли получится. Кроме того, попытки получить отчисления от компаний, разворачивающих на инфраструктуре операторов свои сети доставки контента (CDN), могут привести к разрыву сотрудничества. А это негативно отразится на качестве сервисов для конечных пользователей.