/ / Интернет

Российские операторы широкополосного интернета в первую неделю самоизоляции с 30 марта по 5 апреля отметили увеличение трафика в своих сетях на треть. По их словам, сравнимая нагрузка на инфраструктуру наблюдается в новогодние каникулы, и участники рынка не испытывают проблем с доступом. При этом максимальный рост показывают социальные сети, файлообменники, онлайн-игры и развлекательные видео-сервисы. Команда нашего интернет-проекта узнала, чем занимаются пользователи на удалёнке, как нагружают сети и выдержат ли они дополнительный трафик из-за запуска онлайн-обучения в школах.

В режиме самоизоляции: трафик на сети связи вырос на треть.

Убрать автозапуск и снизить качество видео — с таким предложением глава Минкомсвязи Максут Шадаев обратился к интернет-компаниям и стриминговым сервисам в минувшую пятницу. Министерство опасается снижения доступности услуг интернета из-за роста числа пользователей на самоизоляции. При этом сами провайдеры заверяют, что их сети обеспечат трёхкратный рост трафика. Внутренняя статистика операторов фиксированного интернета показывает увеличение количества скаченных данных на 30% за период с 30 марта по 5 апреля. При этом интернет-трафик в мобильных сетях не показывает существенного увеличения – от 1 до 10% в зависимости от населённого пункта.

Домашний интернет и телевидение

Так, по данным операторов домашнего интернета, основной прирост трафика демонстрируют социальные сети - 31%, файлообменники - 30%, онлайн-игры - 21% и развлекательные видео-сервисы -  17%. Это практически полностью совпадает в ситуацией на новогодних каникулах, которые происходят в России каждый год в январе. 

Например, провайдер «Дом.ru» за период обязательной самоизоляции с 30 марта отметил увеличение трафика в целом по всем городам присутствия, но заявил, что он совершенно не критичен для инфраструктуры. В компании наблюдают рост интереса пользователей к новостному, познавательному и образовательному контенту. Особенно выделяются платформы онлайн-обучения Coursera и онлайн-конференций Zoom. Рост трафика по ним за последнюю неделю увеличился в 5 раз.

«Если рассматривать города уральского федерального округа, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, мы наблюдаем рост интернет-трафика в Екатеринбурге - на 33%, в Магнитогорске – 17%, Тюмени – 12%, Челябинске – 8%, Кургане – 5%», - заявили в пресс-службе компании «ЭР-Телеком Холдинг» (работает под брендами «Дом.ru» и «Дом.ru Бизнес»).

Дом.ru.

Оператор также отмечает увеличение телесмотрения. На неделе с 30 марта пользователи стали смотреть телевидение на 26% больше по сравнению с началом марта.

«В целом, нельзя сказать, что предпочтения наших клиентов сильно поменялись. Как всегда, в топе семейное кино, новинки кинопроката, комедии, боевики и мультфильмы, которые доступны на платформе Movix», - рассказывают в «ЭР-Телеком Холдинге».

Повышенный спрос на услуги домашнего интернета и интерактивного телевидения зафиксировали и в «Ростелекоме». В частности, на территории УрФО и Пермского края с  15 марта стали на 30% чаще обращаться с заявками на подключение домашнего интернета и на 10% больше - на телевидение. В компании заверяют, что технически готовы подключить всех желающих.

Изменилась и структура подачи заявок. Абоненты стали больше выбирать дистанционные каналы для покупки услуг и продуктов компании. Например, вдвое чаще стали обращаться за подключениями по телефону. А через сайт компании рост заявок составил 40%.

Компания предпринимает меры для устойчивой работы сети, ведь в связи с массовым переходом на удаленный режим работы возросла нагрузка на инфраструктуру компании. Очевидный рост трафика отмечается в дневной период в будние дни.

«Наша компания расширяет пропускную способность европейского сегмента IP-сети. В конце первой недели апреля были проведены работы по расширению полосы магистральных каналов связи международного направления, также существенно расширена полоса оптической магистрали от Урала до Москвы, - заявили нам в пресс-службе «Ростелекома». - Работы проводились в связи с возросшей нагрузкой на сеть, без перерыва сервисов и  максимально не заметно для клиентов компании.  Это позволит клиентам в УрфО и Пермском крае дистанционно работать и учиться в комфортных для себя условиях».

Также сотрудниками «Ростелекома» на Урале проведены работы по повышению устойчивости  работы серверов интерактивного телевидения, что обеспечит бесперебойную работу сервиса.

Оператор Ростелеком.

Напомним, ранее в связи с массовым переходом на удаленный режим работы возросла нагрузка на сети «Ростелекома». При этом максимальный рост нагрузки отмечался на европейском сегменте инфраструктуры компании, в следствие чего у некоторых пользователей при запросах американских и европейских стриминговых видеосервисов наблюдались кратковременные задержки. Проблем с доступностью ресурсов, расположенных на территории Российской Федерации, не наблюдалось. Сейчас все проблемы устранены, отмечают в компании.

Провайдер «Интерсвзь» не зафиксировал аномального роста трафика на своей сети во всех городах присутствия. Там отмечают устойчивость инфраструктуры во всех населённых пунктах. Тем не менее, есть и свои особенности. Так, ранее основной пик пользования интернетом фиксировался только по вечерам с 19:00 до 23:00. Сейчас эта же нагрузка обеспечивается в течение всего дня с 10:00 до 24:00. В компании ведётся круглосуточный мониторинг сети, чтобы оперативно принимать решения и меры для обеспечения стабильного доступа в интернет, расширен штат специалистов службы технической поддержки.

«Резкого роста по количеству заявок на новые подключения интернета в многоквартирных домах не наблюдается несмотря на то, что доступ в онлайн сейчас является основным средством для работы и развлечений. В среднем, количество желающих стать абонентами компании держится на стабильном уровне, в том числе и в частных домах по технологии PON. Это связано со стабильной работой сети, сохранением хорошего качество связи при больших нагрузках и оперативным реагированием на внештатные ситуации», — отметил генеральный директор компании «Интерсвязь» Эдуард Калинин.

Интерсвязь. Улицы Онлайн.

Также представители компании заявили, что наблюдают исполнение режима самоизоляции гражданами по частоте использования «Умных домофонов». Так, количество открывания дверей в подъезды снизилось примерно на 35%. Если раньше, в обычные рабочие дни двери в подъезд, где установлены «Умные домофоны» от компании «Интерсвязь», открывались несколько сотен тысяч раз в день, то на период самоизоляции эти показатели сравнимы с периодом новогодних каникул.

Кроме того, компания включилась в ряд проектов поддержки населения, в том числе, в мобильном приложении «Интерсвязь. Умный город» в разделе «чат с оператором» совместно с Правительством Челябинской области реализована горячая линия по вопросам самоизоляции.

Мобильной связью стали пользоваться всё более активно.

Мобильная связь

В то же самое время мобильные операторы наблюдают рост интернет-трафика в пределах 10%. Куда большие изменения они фиксируют в географии.

В Tele2 отмечают, что общий трафик в их сети вырос за две последние недели на 10%. После введения режима самоизоляции изменилось потребительское поведение абонентов. Пользователи раньше стали выходить в соцсети, проводят в них больше времени. Больше трафика идет в мессенджеры и образовательные сервисы. При этом поменялась модель потребления трафика, прежде всего в разрезе геопозиционирования. Из центра города в будние дни часть трафика сместилась в спальные районы. В компании при этом отметили, что операторская сеть с точки зрения ёмкости и пропускной способности рассчитана на изменение модели трафика.

В конце марта в Tele2 зафиксировали рост количества заказов SIM-карт на доставку через интернет-магазин. В Челябинской области в неделю с 23 по 29 марта было заказано на 82% больше SIM-карт, чем в неделю с 16 по 22 марта 2020 года. За март 2020 года число доставок в регионе увеличилось на 45% по сравнению февралем 2020 года. В целом по Уралу в марте 2020 года заказано на 75% больше SIM-карт, чем в феврале 2020 года.

«Наша инфраструктура регулярно доказывает свою работоспособность в условиях повышенных нагрузок, например, во время новогодних каникул, весенних гендерных праздников. Мы готовы менять настройки сети в соответствии с этой моделью», - заявили в пресс-службе Tele2.

Оператор Tele2.

В компании также отметили, что успешно справились с экстремальным ростом нагрузки на сеть в день второго обращения Владимира Путина к россиянам в связи с пандемией. В час накануне обращения президента РФ к нации 2 апреля и сразу после него Tele2 зафиксировала взрывной рост голосового трафика. Пик звонков пришелся на первые минуты после речи Владимира Путина. В интервале 17:00-17:10 по московскому времени потребление голосового трафика в сети Tele2 почти вдвое превысило пиковые значения предыдущих дней.

В МТС заявили, что их сеть мобильной связи справляется с нагрузкой. Анализ нагрузки на сеть МТС в Челябинской области за последние две недели показал значительное увеличение голосового и интернет трафика. За этот период в регионе среднесуточный уровень потребления мобильного интернета увеличился более чем на 10% относительно начала марта.

При этом основными потребителями стали спальные районы крупных городов области вместо привычных деловых центров. Нагрузка интернет-трафика в спальных районах равномерно распределилась на весь день, в то время как раньше, пик использования мобильного интернета приходился на вечернее время. В Челябинске больше всего стал «качать» микрорайон «Парковый», за ним идут «Тополиная аллея» и «Вишневая горка». По области наибольший мобильный трафик зафиксирован в Чебаркуле, Катав-Ивановске и Златоусте.

«Мы фиксируем увеличение голосового и интернет-трафика и предпринимаем меры по расширению емкости сети на основе анализа абонентской активности. Так, мы точечно усиливаем сеть - расширяем ёмкость базовых станций, где фиксируется повышение нагрузки», - заявили представители МТС.

Оператор МТС.

Голосовой трафик, по сравнению с «докарантинным» периодом, вырос более чем на 20 процентов. В МТС отметили, что это превышает сезонное увеличение количества звонков в праздничные дни. Самыми общительными в Челябинской области оказались жители Усть-Катава, Сатки и Катав-Ивановска.

В «ВымпелКоме» (работает под брендом «Билайн») рассказали, что не зафиксировали значительного изменения голосового трафика, в то время как увеличение потребления мобильного интернета не превысило 7%.

«С 30 марта по 5 апреля в центральном регионе компании, куда входят города Урала, зафиксирован рост дневного показателя голосовых вызовов на 1% по сравнению с прошлой неделе. В Челябинской области объём традиционных голосовых звонков снизился примерно на 4%, а  рост в потреблении мобильного интернета составил 6%. Во всём центральном регионе интернет-трафик увеличился на 7%», - заявили в пресс-службе оператора «Билайн».

Оператор Билайн.

Мобильный трафик в сети «МегаФона» не претерпел существенных изменений, заверили в компании. По статистике оператора, за две последние недели общий объём голосовых вызовов на Урале вырос незначительно - на 15%. Потребление мобильного интернета приросло на 4%. Наибольшая динамика в увеличении голосового трафика зафиксирована в Пермском крае, Республике Коми и на Ямале. Здесь прирост по количеству вызовов в сети «МегаФона» составил от 19 до 22%. На Южном Урале показатель вырос на 7%.

Оператор Мегафон.

При этом в «МегаФоне» продолжают инвестировать усилия и денежные ресурсы в поддержание устойчивости сети, чтобы обеспечить высокое качество и непрерывность предоставления услуг нашим абонентам. За последний год компания запустила в регионе свыше 40 новых базовых станций стандарта 4G в населенных пунктах для повышения надежности сети и скорости интернета. В Челябинской области это поселки Урал и Южный, Октябрьский, село Светлое в Чесменском районе, горнолыжный курорт «Завьялиха» в Трехгорном, города Чебаркуль, Озерск, Снежинск и другие. Эта работа продолжится и в 2020 году.

«Наши технические специалисты контролируют все параметры сети, её пропускную способность в режиме 24/7. Мобильная сеть «МегаФона» и магистральные каналы связи имеют достаточный запас ёмкости, чтобы справляться с растущими нагрузками. Международные стыки с европейскими операторами, через которые проходит трафик популярных зарубежных интернет-сервисов, тоже работают нормально», - рассказали в пресс-службе компании «МегаФон».

На карантине люди стали чаще пользоваться интернетом.

Опрошенные нами операторы фиксированной и мобильной связи отмечают, что существующая нагрузка даже с учётом последней «карантинной» недели остаётся рабочей. Некоторые абоненты широкополосного интернета получают большую, чем их базовая скорость интернета для комфортной работы. Участники рынка отмечают, что справятся как минимум с двухкратным ростом трафика на своих сетях от текущих уровней. Специалисты операторов и провайдеров используют опыт при подготовке телекоммуникационной инфраструктуры к новогодним праздникам. Беспокойство Минкомсвязи участники рынка считают необоснованным.