В цифровую эру спрос на ИТ-технологии неуклонно растет. За последние пять лет отрасль выросла как минимум на 78%. Если в 2016 году объём российского рынка, по данным IDC, составлял 1,14 трлн рублей, то уже в 2021-м – превысил 2 трлн рублей. Существенное ускорение этому процессу придала пандемия коронавирусной инфекции. В 2022 году темпы прироста рынка обещают быть не менее высокими, чем прежде. И во многом это будет происходить за счёт государства. Своё видение развития ИТ-отрасли представили в «Ростелекоме», одном из ключевых игроков в сегменте цифровизации и умных решений на российском рынке.
Развитие успешного бизнеса во многом связано со знанием современных цифровых трендов. Для этих целей «Ростелеком» ежегодно проводит сбор и последующую оценку перспективных решений из сотен разнообразных источников. Прежде всего, это научные исследования, патенты, публикации в СМИ, материалы публичных мероприятий и выставок, данные об инвестициях международных финансовых организаций и т.п.
Опираясь на эту информацию, в «Ростелекоме» выделяют 12 глобальных направлений развития отрасли информационных технологий.
Глобальные направления развития информационных технологий
Искусственный интеллект. Включает в себя обеспечение надежной структуры бизнеса, которая создаст основу для проектирования, масштабирования и перехода новых интеллектуальных систем в производство, и помощь в принятии управленческих решений на основе больших данных. Это позволит облегчить бизнес-процессы и увеличить скорость принятия решений.
Квантовые вычисления. Рост интереса и инвестиционной активности связан с ожиданием, что в ближайшем будущем будет достигнуто квантовое превосходство — когда квантовый компьютер сможет производить вычисления, недоступные для классического компьютера.
Информатизация здравоохранения. Набор технологических трендов, направленный на общее внимание человечества к своему здоровью, и как следствие — появление различных технологических помощников.
Интернет-вещей. Технология взаимодействия между гаджетами или системами, которая получает все большее распространение во многих сферах бизнеса.
Роботизация. Роботизация внутренних бизнес-процессов и взаимодействия с клиентами является одним из ключевых способов по снижению издержек при цифровой трансформации.
Информационная безопасность. Информационная безопасность начинает играть ключевую роль на всех этапах жизни компании и взаимодействия с клиентом. Ведь на каждом этапе необходимо обеспечивать безопасность всех внутренних процессов, каналов взаимодействия с клиентами и безопасность самих клиентов.
Электронная коммерция. Пандемия усилила данный тренд и привела в него высоконагруженные решения, для удовлетворения нового спроса.
Создание «больших данных». Работа с данными позволяет компаниям заниматься предиктивным обслуживанием собственной инфраструктуры и улучшать клиентский опыт через построение цифрового профиля клиента и сокращения срока выхода на рынок новых продуктов в направлениях, где данные ранее не собирались.
Виртуализация. Включает в себя распределение общедоступных облачных сервисов по различным физическим локациям, при котором за эксплуатацию, управление и развитие услуг отвечает поставщик облачного решения.
Автономный системы управления (Автопилоты). Технологии управления личным транспортом стремительно развиваются, и при этом связаны с основными мегатрендами из представленного списка. Направление находится на высоком уровне готовности и главными барьерами на пути к промышленному применению остаются инфраструктура и нормативное регулирование.
Блокчейн. Использование технологии блокчейн в системах кибербезопасности значительно повышает эффективность систем, также конфиденциальность пользовательских данных.
5G. Внедрение технологии 5G создает возможности для развития новых направлений для телеком операторов, в основном в сегменте B2B (беспилотные автомобили, удаленная хирургия, промышленные решения и т.д.).
Изменение трендов
Несмотря на то, что пандемия изменила количество людей, взаимодействующих с организациями, в центре бизнеса по-прежнему находятся люди, и им необходимы цифровые механизмы для эффективной работы. Кроме того, COVID-19 изменил то, где географически находятся сотрудники, клиенты, поставщики и организационные экосистемы. Независимость от местоположения потребовала смены технологий для поддержания этой новой версии бизнеса.
Тренды 2022 года сводятся к трём ключевым темам: ускорение роста после пандемии, структурные изменения и увеличение доверия к технологиям.
Ускорение роста предусматривает поиск ИТ-инноваций, которые позволят завоевать новые доли рынка для бизнеса после пандемии. Этот набор технологических направлений должен привести к максимальному увеличению стоимости бизнеса. Тренды позволят объединить в себе цифровые возможности для интеграции физического и виртуального миров: для гибридной работы, нового опыта и эффективного управления.
Помимо этого, необходимо иметь набор технологических решений для масштабирования и цифровизации каждой организации. Быстрые темпы трансформации компаний и мира в целом заставляют задумываться об окне возможностей для внедрения новых ИТ-решений.
По словам Кирилла Меньшова, старшего вице-президента «Ростелекома» по информационным технологиям, для предприятий и бизнеса в целом важно создание устойчивой базы, позволяющей организации масштабироваться с минимальными затратами. «Нужен набор решений для безопасной интеграции цифровых активов и масштабирования по мере роста бизнеса. Эти тренды направлены на увеличение доверия данным, а также получения достаточного набора технологий для защиты информации как во внутренней, так и во внешней среде».
Технологические тренды 2022
В общей сложности эксперты «Ростелекома» выделяют 12 технологических трендов 2022 года.
1. Генеративный искусственный интеллект – это метод машинного обучения, при котором нейросеть изучает массив данных, например, фотографии, видео или текст на определенную тему, после чего использует полученную информацию для создания собственного аналогичного контента. Возможности инструмента практически не имеют границ. Генеративный ИИ используют для создания программного кода, при разработке лекарств или в рамках целевого маркетинга.
2. Территориально-распределенные предприятия - это операционная модель ИТ, разработанная для поддержки клиентов повсюду, предоставления сотрудникам возможности работать из любой точки мира и управления развертыванием бизнес-услуг в распределенной инфраструктуре. Модель для операций в любом месте – «цифровые и удаленные решения в первую очередь». Это позволяет обеспечить гибридную работу сотрудников, реагируя в любой момент на волны пандемии, как на прогноз погоды.
3. Автономные системы – это самоуправляемые программы, которые учатся на основе своего окружения. Автономные системы способны динамически изменять собственные алгоритмы без обновления ПО, что позволяет им быстро адаптироваться к новым условиям в режиме реального времени, подобно тому, как это делают люди.
4. Универсальный опыт - сочетает в себе традиционно разрозненные дисциплины, такие как мультиопыт (MX), клиентский опыт (CX), опыт сотрудников (EX), пользовательский опыт (UX), и связывает их для создания наилучшего общего опыта для всех сторон. Это не только упорядочивает опыт для всех участников благодаря оптимизации компаниями всех получаемых знаний, но и дает отличную возможность выделить организацию на фоне конкурентов.
5. Разработка ИИ часто терпит неудачу из-за проблем с надежностью, масштабируемостью и управлением. Однако надежная стратегия разработки ИИ будет способствовать повышению производительности, масштабируемости, интерпретируемости и надежности моделей ИИ, обеспечивая при этом полную отдачу от инвестиций в ИИ. Без использования ИИ-технологий большинству организаций не удастся удачно конкурировать с теми компаниями, которые будут использовать ИИ.
6. Гиперавтоматизация – это процесс, при котором предприятия автоматизируют как можно больше бизнес- и ИТ-процессов, используя такие инструменты, как искусственный интеллект, машинное обучение, управляемое событиями программное обеспечение, роботизированная автоматизация процессов и другие типы автоматизации процессов принятия решений и задач.
7. Интеллектуальные решения – это инженерная дисциплина, которая совмещает науку о данных с теорией социальных наук. Они дают основу для масштабного применения машинного обучения в повседневной жизни.
8. Компонуемые приложения – во время кризисов и высокой степени неопределенности компаниям важно иметь возможность быстро адаптировать свой бизнес, для этого необходима технологическая архитектура, которая позволит быстро, безопасно и эффективно изменять приложения. Такую адаптивность способна обеспечить композитная архитектура приложений и компонуемые приложения.
9. Облачные платформы - предоставляют опции публичного облака (во всем мире) и гибридные облака (в большей степени в России). По сути, компания-оператор облака поддерживает, контролирует и развивает услуги, но физически предоставляет их в момент необходимости. Это соответствует правилам конфиденциальности, которые требуют, чтобы определенные данные оставались в конкретной географической области, и отвечает необходимости разового повышения ресурсов.
10. Конфиденциальные решения – в условиях продолжающегося роста кибератак и непрерывного обмена данными между платформами вычисления с использованием конфиденциальных решений Privacy-Enhancing Computation (PEC) стали важной мерой безопасности в любых бизнес-операциях.
11. Сети кибербезопасности – это распределенный архитектурный подход к масштабируемому, гибкому и надежному управлению кибербезопасностью. COVID-19 ускорил существующую тенденцию, когда большинство устройств оказались вне традиционных физических и логических контуров безопасности. Сеть кибербезопасности позволяет любому человеку или объекту безопасно получать доступ к любому цифровому активу и использовать его вне независимости от его местоположения, обеспечивая при этом необходимый уровень безопасности.
12. Ткань данных – количество разрозненных дата-центров и приложений за последние годы существенно выросло, в это же время число сотрудников в командах по обработке либо осталось прежним, либо вовсе уменьшилось. В связи с этим в мире вырос спрос на фабрики данных — B2B-сервисы, осуществляющие посредничество между платформами и бизнес-пользователями. С их помощью можно повысить точность обработки информации за счет встроенной аналитики, при этом сократив время окупаемости.
Эксперты также отмечают, что в горизонте до 2024 года существенным игроком на рынке цифровизации будет само государство. В настоящее время реализуется несколько государственных программ, которые призваны ускорить трансформацию российской экономики и предприятий. Отдельные инвестиции вкладываются в инфраструктуру и информационную безопасность государственных учреждений.