Футурологи предсказывают появление бесплатного интернета уже к 2020 году. А вот телевидение из явления массового превратиться в персональный видеосервис, которым будут пользоваться на множестве устройств от Смарт ТВ до стиральных машин и часов. Главный редактор интернет-проекта «Будь мобильным» решил выяснить, насколько справедливыми являются эти прогнозы. Для этого он отправился в Екатеринбург, где на неделе участники телеком рынка обсуждали перспективы развития отрасли.
Кто бы мог подумать лет 10 назад, что в 2015 году интернет будет окружать нас, буквально, со всех сторон. Из имиджевой и дорогой услуги он превратился в само собой разумеющееся явление, как электричество или водопровод. Куда будут двигаться интернет-сервисы дальше? Чем будут удивлять провайдеры? И когда интернет станет бесплатным? Эти и другие вопросы эксперты рынка обсуждали на форуме «Рыбное место», организованном компанией «Дом.ru», которая занимает второе место в России по количеству абонентов Интернета и кабельного ТВ.
В 2015 году форум проходил в Екатеринбурге, и это закономерно. По уровню доступности и качеству услуг интернета столица Урала входит в первую пятерку в России. В дружеской атмосфере приглашенные гости рассказали о текущем положении рынка широкополосного доступа (ШПД) в России и его спецификой. Первым выступил Денис Кусков, гендиректор агентства TelecomDaily, которое занимается аналитическими исследования в области телекома.
Что происходит с телекомом?
По его словам, насыщение на рынке ШПД приводит к существенному снижению количества новых подключений. По итогам третьего квартала 2015 года 29,7 млн домохозяйств в России были подключены к Интернету. В крупных городах уровень проникновения ШПД перешагнул рубеж в 80%, в среднем по России – 54%. Это говорит о том, что темпы роста абонентской базы будут сокращаться и дальше, хотя сам рост продолжится. По прогнозам J'son & Partners, в ближайшие два года рост аудитории фиксированного ШПД будет колебаться в пределах 2-3% в год. К 2016 году число абонентов составит 31,4 млн.
В городах-миллионниках клиентская база будет расти только за счёт новостроек. Активный спрос сохраняется в небольших населённых пунктах и в частном секторе. Другое дело, что операторам экономически не выгодно тянуть туда собственную инфраструктуру, отмечает Денис Кусков.
Ещё одним фактором, оказывающим большое влияние на рынок, является высочайшая конкуренция. В настоящее время практически в каждом доме есть как минимум три интернет-провайдера. Каждый из них, желая переманить клиента на свою сторону, прямо или косвенно демпингует.
- У нас уже доходит до того, что отдельные компании предлагают телевидение 160 цифровых каналов бесплатно при условии оплаты аналогового пакета за 32 рубля в месяц. Крупные игроки такие цены не могут себе позволить, - говорит Эдуард Афонцев, директор екатеринбургского филиала компании «Дом.ru».
Часть маркетинговых инициатив вводит абонентов в заблуждение, ведь прочитать важную информацию под сноской удосуживаются немногие. К всевозможным акциям и спецпредложениям прибегают как региональные, так и федеральные игроки.
Ценовые войны вывели Россию на первое место по дешевизне проводного интернета в мире (исследование), при этом ARPU упал до рекордно низкого уровня 360 рублей ($5.53) и продолжает падать. В итоге абоненты счастливы, а операторы ломают голову, как не остаться совсем «голыми».
- На растущем рынке ключевым показателем для всех операторов был рост абонентской базы. Мы активно строили наши сети и активно занимались привлечением клиентов. Никакой универсальности и пакетных тарифов тогда не было. Каждая услуга тарифицировалась отдельно. Сейчас всё иначе, - рассказывает директор по маркетингу «Дом.ru» Андрей Чазов. – Мы, буквально, боремся за каждого клиента, предлагая индивидуальный подход и программы лояльности. Мы предоставляем больше услуг за меньшие деньги: растут скорости, появляются новые пакетные предложения, дополнительные услуги, а абонентская плата остаётся прежней.
Конкуренция: от количества к качеству
По прогнозам J’Son & Partners, снижение ARPU на российском рынке ШПД будет происходить как минимум до 2016 года. К этому времени операторы должны окончатльно перейти от количественной конкуренции (минимальные цены и максимальные скорости) к качественной (качество обслуживания, персональные предложения, уникальные сервисы и контент).
В условиях зрелого рынка на первое место выходит не подключение новых абонентов, а работа на удержание и повышение уровня сервиса, ведь лучший клиент – довольный клиент. По данным провайдеров, лояльные абоненты более осознанно подходят к потреблению услуг и по статистике приносят больше прибыли, чем недовольные. К тому же они всегда порекомендуют оператора своим друзьям и близким.
Лояльность складывается из нескольких факторов, среди которых бесперебойный клиентский сервис, быстрая техническая поддержка, персональные предложения, развитие big data и ИТ-продуктов, программа премирования и бонусов за долгосрочное сотрудничество.
Кроме того, техническая поддержка должна быть представлена не только по телефону и электронной почте, но и посредством мобильного приложения для смартфона/планешета, веб-интерфейса из личного кабинета на корпоративном сайте, приложения или аккаунта в крупнейших социальных сетях. Все эти мелочи серьёзным образом влияют на восприятие и лояльность.
По прогнозам, к 2020 году до 70% всех обращений в клиентскую службу будут осуществляться именно через альтернативные каналы коммуникации.
Интернет как коммунальная услуга
Если ранее все услуги связи чётко делились на отдельные сегменты, среди которых были мобильная связь, фиксированная телефония, телевидение, интернет, то сейчас чёткая грань между ними стирается. Ну, а сам интернет всё больше превращается в универсальную транспортную среду, посредством которой люди получают самые разнообразные сервисы, будь то телефонный звонок по IP, банковские услуги, контроль за безопасностью в доме или онлайн-шопинг. Это сродни электричеству или водопроводу.
В последнее время все мы наблюдаем рост количества устройств, имеющих выход в Интернет. К классическим смартфонам, планшетам и компьютерам добавляются Smart TV, носимая электроника, бытовая техника, системы дистанционного видеонаблюдения и умного дома. Меняется и структура потребления трафика. Мобильными устройствами для выхода в Интернет уже пользуется до 82% населения России.
До 28% трафика пользователей ПК приходится на соцсети, 13% - на видео, 6% - электронная почта, 3% - новости. Среди пользователей мобильных устройств доля трафика соцсетей достигает 30%, игры – 14%, почта – 10%, мессенджеры – 4%. Что самое интересное, до 50% трафика социальных сетей – видео.
По прогнозам аналитиков, к 2020 году 80% всего трафика будет приходиться на видео-контент, а его объём вырастет в три раза от текущих уровней. Ну, а основным трендом для операторов станет рост требований пользователей к качеству видео-контента. Предполагается, что к 2020 году видео в формате 4K будет таким же распространенным, как HD в нынешнее время.
Изменения потребуют модернизации существующих сетей, увеличения пропускной способности линий связи, увеличения скоростей доступа до абонентов, роста количества каналов и смещения спроса клиентов в сторону высококачественного видео контента.
К примеру, доля передачи трафика по кабелю упадёт с 53% в 2014 году до 33% к 2019 году. В то же самое время Wi-Fi трафик вырастет с 42% до 53%. Это означает, что роутеры будут как минимум в каждом втором доме.
Телевидение и видео из интернета: границы больше нет
Появление большого количества устройств с возможностью выхода в Сеть меняет и смежные рынки. Прежде всего, это касается телевидения в привычном его понимании.
- К 2020 году границы между линейным и нелинейным телевидением практически исчезнут. Наличие Wi-Fi роутера у абонента станет обязательным. Пользователи будут сами выбирать контент, тип устройств, на которых они его будут смотреть. Органическое развитие получат функции мультискрин, catch up, видеоархив, time-shift, платные подписки и просмотр легального видео, - прогнозирует Андрей Чазов.
К примеру, уже сейчас в нашей стране доля интернет-трафика от Смарт ТВ достигает 15%. Екатеринбург, так и вообще отличился на этом фоне долей в 17%. Это даже выше, чем в Москве и Санкт-Петербурге.
Появление альтернативных устройств потребует ответных действий от кабельных операторов и производителей телевизионного контента. Бурное развитие получает разнообразные видеосервисы (OTT-сервисы), с помощью которых можно смотреть видео контент на телевизоре, планшете, смартфоне, с экрана компьютера или игровой консоли.
В настоящее время 65% доходов от видеосервисов приходится на модель AVoD (бесплатно, но с рекламой - YouTube, ivi, Tvzavr, Tvigle), 19,7% - на TVoD (прокат контента), 10,1% - на EST (покупка без права распространения), 3,6% - на SVoD (подписка). Контент, распространяемый по моделям SVoD, TVoD, EST, обычно имеет DRM-защиту, которая намеренно ограничивает либо затрудняет различные действия с видео в электронной формате в целях соблюдения авторских прав.
Предполагается, что доходы от платного телевидения в течение ближайших пяти лет вырастут с 66,48 млн до 74,9 млн рублей, а доходы от OTT платного ТВ – с 1,13 млн до 1,45 млн рублей. Встаёт резонный вопрос, зачем операторам вообще нужно развивать OTT сервисы.
Ответ заключается в динамике ARPU разных сегментов рынка. Например, к 2019 году ARPU от платного ТВ должен снизится с нынешних 147,5 рублей в месяц до 143, в то время как ARPU от OTT сервисов в рамках платного ТВ вырастет с 80,1 до 172,9 рублей в месяц. Таким образом, OTT проекты помогут операторам расти органически и покроют падение прибыли от классической модели телевидения.
Распределение доходов на российском рынке видеосервисов кардинально отличается от того, что происходит в мире. Здесь первенство за моделями AVoD (лидер - YouTube) и SVoD (лидер - Netflix) – на них суммарно приходится до 86%.
Причины слабого развития OTT-сервисов в России стоит искать во всевозможных барьерах. В первую очередь, это высокая стоимость лицензионных прав на фильмы. Во-вторых, нежелание федеральных каналов отдавать интернет-права на онлайн-вещание сторонним сервисам. В-третьих, крупнейшие хранилища контента в социальных сетях и пиратство. В-четвёртых, отсутствие измерений аудитории на всех платформах для рекламной модели. Пока не будут разрешены эти вопросы, OTT не будет показывать весь потенциал своего роста. У молодого рынка OTT в России очень много угроз и пока не очень много денег.
Пиратство – головная боль России
Ряд экспертов считает, что главной проблемой российского рынка является пиратство.
- Это миф, что российский пользователь не готов платить за медиаконтент. Давайте посмотрим статистику по обороту DVD-дисков в России ещё несколько лет назад. Он составлял $3 млрд, - приводит данные Алексей Бырдин, генеральный директор ассоциации «Интернет-видео». - Сегодня же оборот всей киноиндустрии, включая DVD, Blu-Ray, платное ТВ составляет $1 млрд. В связи с увеличением скоростей Интернета и появлением торренто-подобных сайтов все просто подсели на халяву. То есть потенциал покупательной способности есть. И он недооценён примерно в 3,5 раза.
В подтверждении этих слов ассоциация «Интернет-видео» приводит данные о 20 самых посещаемых интернет-сайтах в России с видеоконтентом. Среди них три информационных сайта, два легальных онлайн-кинотеатра и 15 пиратских ресурсов.
- Пока у русского человека есть возможность что-то скачать бесплатно – он будет это делать. Но пиратство не всегда связано с тем, что человек не хочет платить. Он бы и рад заплатить, но у него нет условий и обстоятельств купить интересующий его сериал или фильм, - отмечает Алексей Бырдин.
По данным ассоциации «Интернет-видео», среднестатистический американец просматривает на экране своего телевизора, компьютера, смартфона или планшета 2,4 нового фильма в месяц. В России же – 8,2. Почему? Потому что в нашей стране фильмы и сериалы можно скачать бесплатно. Собственно, для наведения порядка в России и активизировали войну с пиратством. В кампании принимают участие не только правообладатели, но и операторы связи.
Новое законодательство позволяет пресекать распространение нелицензионного контента. Эксперты полагают, что, начиная с 2016 года, количество пиратского контента на отечественном рынке начнёт снижаться. А через пару лет пиратство удастся победить. Тогда же на отечественный рынок возможен приход крупнейших международных OTT-сервисов в роде Netflix.
Смерть аналогового телевидения
Отдельных слов заслуживает ситуация на классическом рынке телевидения. В связи с поэтапным отключением аналогового вещания, диспозиция игроков там начнёт меняться.
Сейчас 38% абонентов платного ТВ в качестве источника сигнала используют спутник, 27% - аналоговое кабельное ТВ, 17% - цифровое кабельное ТВ, 13% - IP ТВ, 5% - цифровое эфирное ТВ.
В период с 2016 по 2019 годы самыми растущими сегментами рынка станут цифровое кабельное и IP телевидение. Рост абонентской базы спутникового ТВ, по данным J’son & Partners, прекратиться в 2017 году. Аккурат к этому времени эфирная «цифра» должна прийти во все пригороды и отдалённые населённые пункты страны. Аудитория аналогового кабельного ТВ будет быстро сокращаться.
Несмотря на обещания отключить аналоговое эфирное ТВ сначала в 2017-м, а потом в 2018-и году, реальной датой этого события может стать 2019 год.
- Перенос сроков отключения аналогового телевидения происходит и происходил во всех странах мира. И каждый раз находятся те, кто не успел к этому подготовится, - отмечает Дмитрий Колесов, директор департамента ТВ и контента J`Son&Partners Consulting. – В России же это окончательно должно произойти весной-летом 2019 года. Дело в том, что весной 2018 года в России должны пройти выборы президента, а осенью – региональные выборы. До этого момента людям обязательно оставят аналоговое телевидение.
После отключения эфирного аналогового ТВ резко вырастет количество абонентов с эфирным цифровым ТВ. Как показывает практика, российские абоненты не любят платить за телевидение при наличии бесплатной эфирной «цифры».
Что касается оборота платного ТВ, то в ближайшие пару лет будет наблюдаться восстановление рынка до уровня 2014 года. Кризисные явления в экономике и девальвация рубля снизили его капитализацию. Самым прибыльным сегментом в горизонте до 2024 года будет оставаться цифровое кабельное телевидение. Чуть слабее будут расти доходы от IP-телевидения. Рост доходов от спутникового ТВ с 2018-2019 года прекратиться. Этот сегмент начнёт стагнировать. Ну, а доходы от аналогового кабельного ТВ естественным образом упадут до минимумов. По этой причине многие операторы будут отказываться от этого направления в своей деятельности и ориентироваться исключительно на «цифру».