Минувший год для Tele2 в Западной Сибири стал знаковым. Оператор активно запускал сети четвёртого поколения, расширял зону покрытия на федеральных трассах, запускал новые тарифы, заточенные под разнообразные сервисы общения, телесмотрения и прослушивания музыки. Клиенты это оценили. Оператор входит в ТОП-3 по количеству абонентов в большинстве сибирских регионов, а кое-где даже является лидером. Дмитрий Кромский, директор макрорегиона «Сибирь» компании Tele2, рассказал о спросе на мобильный интернет, привычках сибиряков и качестве связи.
- Дмитрий, сколько регионов охватывает сибирский макрорегион Tele2? Какой из них крупнейший по абонентской базе и доле пользователей, использующих мобильных интернет?
- Сибирский макрорегион компании очень большой. У нас 9 регионов. С точки зрения доходов и абонентской базы они разные. Есть такие, где мы – абсолютный лидер рынка. Это, например, Кемеровская и Омская области. Самый «маленький» регион у нас и по выручке, и по количеству клиентов – Алтайский край. Новосибирск, Красноярск, Томск и Абакан – здесь мы занимаем второе-третье место, но можем похвастаться высокой лояльностью абонентов и ростом – пусть и не быстрым. Сейчас мы занимаемся запуском базовых станций 4G, расширяем покрытие, запускаем вторые несущие частоты для ускорения мобильного интернета. Клиенты это чувствуют. Потребление трафика выросло за последний год в разы.
- Все ли регионы имеют достаточный уровень проникновения LTE?
- Сейчас наши сети LTE работают в семи регионах Сибири — от Хакасии и до Омска. Первая сеть 4G появилась в конце 2015 года в Хакасии, летом 2016 года мы запустили сеть в Кузбассе и Новосибирске. В 2017 году технология 4G заработала в Омске и Томске, а в конце декабря – в Алтайском крае. Параллельно мы расширяли покрытие и увеличивали скорость мобильного интернета. В целом за 2017 год количество базовых станций 4G только в макрорегионе Сибирь выросло в пять раз. Благодаря этому мы обеспечили конкурентное покрытие высокоскоростного интернета.
В начале этого года мы запустили сеть в Красноярском крае. Сейчас сети скоростного интернета работают во всех густонаселённых регионах и городах Сибири – это 80% населения. В первую очередь это крупные города и поселки. В феврале 2018 года улучшили покрытие в Кемеровской области. Компания запустила сети стандарта 4G в диапазонах 800 и 1800 МГц. И на федеральных трассах у нас появилось практически полное покрытие, а всё потому, что мы запустили LTE-800. Но мы не останавливаемся на достигнутом, до конца 2018 года мы будем модернизировать наши сети и улучшать покрытие. В перспективе нескольких лет компания намерена увеличить покрытие сетей скоростного интернета как минимум до 90%, сделав его сопоставимым с покрытием голосовой связи, а это 92% в среднем по макрорегиону. В некоторых регионах покрытие голосовой связи – свыше 98% населения.
Ещё один фактор: мы отказались от привычного российскому рынку подхода к строительству 4G и частот в диапазоне 2600 МГц и сделали ставку на диапазоны 800 и 1800 МГц. Это существенным образом ускорило запуск сетей четвёртого поколения и позволило сэкономить деньги. И результаты работы сети даже за небольшой период говорят о её востребованности нашими клиентами.
- Для вас, как для оператора связи важно, чтобы в момент запуска сетей 4G важно у клиентов были устройства, которые смогут работать в этом стандарте. Каково проникновение LTE-устройств в сибирских регионах Tele2? Уступает ли оно средним цифрам по России?
- Если говорить о среднероссийских показателях Tele2, то около 36% устройств поддерживают лишь стандарт 2G. Ещё 33% терминалов работают с 3G. Доля смартфонов, роутеров и модемов с поддержкой 4G подбирается к 31%. В Сибири же доля LTE-устройств чуть ниже средних – 29%. А вот доля 2G-терминалов немножко выше – 39%. Такие цифры объясняются спецификой регионов и доходами населения. К тому же не стоит забывать, что в Москве у нашей компании вообще нет сети 2G, там мы работаем лишь в 3G и 4G. Это существенно влияет на статистику в целом.
- А каков спрос на мобильный интернет в Сибири?
- Вы знаете, спрос очень высокий. За год суммарное потребление мобильного интернета выросло более чем два раза. При этом доля трафика в сети 4G выросла втрое – до 35%. Случилось это по очень простой причине – мы активно развивали сети четвертого поколения.
Перед запуском LTE мы проводим исследования и выявляем зоны с максимальной нагрузкой. Именно там появляются базовые станции 4G в соответствии с потребностями клиентов.
- Кто является вашим партнёром по оборудованию 4G в Сибири?
- Мы работаем на LTE-оборудовании производства Ericsson и Nokia. А еще в 2014-2015 годах мы провели большую модернизацию сети 2G. На значительном количестве базовых станций мы установили новое оборудование LTE-Ready. Пока было не нужно, оно с прекрасно работало в сети 2G. Когда нам понадобилось, мы добавили по одному электронному блоку на каждую такую станцию, обновили программное обеспечение и «заставили» её работать в стандарте 4G/LTE. Такой метод дал нам возможность развернуть сеть четвертого поколения в короткие сроки. И в два с половиной раза дешевле – если сравнивать с запусками новых базовых станций даже на уже существующих антенно-мачтовых сооружениях.
- А как вы можете охарактеризовать рынок мобильной связи в Сибири?
- Он высококонкурентный. Мы предлагаем оптимальный уровень цен. Нашими абонентами являются те, кто не хочет переплачивать за хороший качественный продукт. Мы стремимся выйти за рамки отрасли телекоммуникаций и видим нашу роль в том, чтобы стать удобной и комфортной площадкой для создания и обмена контентом, ключевым разработчиком новых мобильных сервисов в различных сферах.
Быстро растущим направлением бизнеса Tele2 в 2017 году стало создание виртуальных операторов (MVNO) со своими партнерами, среди которых «Ростелеком», «Сбербанк», «Тинькофф Банк», Virgin Telecom. Мы создали собственную платформу MVNE. Эта автоматизированная система позволит любым сторонним компаниям в кратчайшие сроки запускать собственных виртуальных мобильных операторов на базе сети Tele2. Мы также открыты для партнёров из Сибири.
- Как у вас складывается работа с корпоративными клиентами? Для Tele2 в целом это весьма новый сегмент рынка.
- Да, вы правы. На корпоративном рынке мы работаем относительно недавно – с 2012 года. Пока какими-то сверхкрупными контрактами похвастать не можем, но появляются клиенты, которые готовы даже финансировать инфраструктурные проекты. Если проще – они готовы платить деньги за то, чтобы мы построили мачты связи и повесили на них оборудование именно там, где клиентам нужно. Взаимодействие с такими компаниями для нас очень ценно.