Крупнейшие операторы платного телевидения России, а также OTT-сервисы для просмотра ТВ-программ отказались платить крупнейшим медиахолдингам за возможность использования архивов передач за 7 дней, перемотки и паузы. Участники рынка также не готовы перейти на единый плеер «Витрина ТВ» для трансляции 20 общенациональных телеканалов из-за его низкого качества и отсутствия альтернатив. Медиахолдинги в ответ на позицию операторов и интернет-сервисов грозят отключением вещания с 1 февраля 2020 года.

Плати или не смотри: у пользователей перестали работать сервисы управления ТВ-просмотром.

На российском медиарынке продолжается противостояние между крупнейшими медиахолдингами «Национальной Медиа Группой» (НМГ) и «Газпром-медиа» (ГПМ), которым принадлежат права на трансляцию 20 федеральных телеканалов и распространителями ТВ-сигнала – операторами платного ТВ и интернет-сервисами.

Первые считают, что операторы незаконно используют телеконтент для дополнительного обогащения, а вторые – что, никому ничего не должны, потому что именно они поставляют большую часть зрителей через свои кабельные, IP и спутниковые каналы. Далее же медиахолдинги продают аудиторию своим рекламодателям, но не делятся доходами ни с операторами, ни с OTT-сервисами (over-the-top — метод стриминга контента через интернет).

Результатом конфронтации стало отключение интерактивных сервисов по управлению просмотром для 20 общедоступных телеканалов в сетях операторов «Билайн», «Дом.ru», «МегаФон», МТС, «Триколор», «Ростелеком», а также стриминговых сервисов IVI, MeGoGo, OKKO, Peers.TV, SPB.TV и т.п. Пользователи операторов платного телевидения и интернет-сервисов лишились возможностей просмотра архивов передач в любое удобное время, перемотки и постановки трансляций на паузу с 25 декабря 2019 года. В то же самое время эфирная трансляция каналов продолжается.

«Права на интерактивные сервисы являются существенной частью интернет-прав и не имеют отношения к эфирным. Отложенный просмотр в течение семи дней, возможности паузы и перемотки по сути повторяют в значительной степени то, что площадка или оператор получают при покупке интернет-прав. Их стоимость составляет 30–50% от стоимости эфирных, то есть вещатели теряют десятки миллиардов рублей», - рассказывают представители НМГ.

Витрина ТВ.

В начале декабря прошлого года НМГ и ГПМ разослали распространителям ТВ-контента письмо с новыми правилами распространения 20 общедоступных обязательных телеканалов, среди которых «Первый канал», «Россия-1», «Матч ТВ», НТВ, «Пятый канал», «Россия-Культура», «Россия-24», «Карусель», ОТР, «ТВ Центр», «РЕН-ТВ», «Спас», СТС, «Домашний», ТВ 3, «Пятница», «Звезда», МИР, ТНТ, Муз ТВ. Медиахолдинги потребовали с 25 декабря 2019 года распространять каналы по новым правилам, а с 1 февраля 2020 года полностью перейти на платформу «Витрина ТВ», разработанную НМГ.

Операторы и OTT-сервисы сочли новые условия ТВ-трансляций неприемлемыми, а медиаплеер «Витрина ТВ» технически сырым, нестабильным и «не отвечающим высокому качеству» продуктом. К тому же, сетуют распространители ТВ-контента, единому плееру нет альтернатив.

«Некоторые операторы привыкли использовать эфирный сигнал бесплатно. Когда правила игры стали меняться, возникло непонимание», - комментирует позицию операторов и OTT-сервисов Алексей Янчишин, гендиректор «Витрины ТВ».

Интерактивное ТВ от Билайн.

Эксперты рынка говорят, что у операторов платного телевидения и OTT-сервисов интерактивные функции управления просмотром пользовались спросом. При этом их отключение может существенно уменьшить аудиторию каналов.

В 2019 году абонентская база платного ТВ в России выросла только на 0,5%. Это худший по своей динамике итог года за последнее время. В ближайшие годы аудитория операторов классического платного ТВ будет сокращаться, говорит директор департамента ТВ и контента J'son & Partners Consulting Дмитрий Колесов. На этом фоне сервисы управления просмотром и доступ к базе фильмов и сериалов были одним из немногих способов наращивать выручку с абонента. Именно по этой причине операторы активно вкладывались в развитие собственных ТВ-платформ.

Доле выручки от интерактивных сервисов прогнозировали активный рост, которого теперь, видимо, не будет, констатирует эксперт. «Вряд ли все абоненты сразу заметят отсутствие этой опции. Но с точки зрения имиджа и будущих доходов, а также учитывая аудиторию каналов, для которых эта услуга будет отключена, это очень существенная потеря для операторов», - считает Дмитрий Колесов.

Операторы, у которых есть функция записи эфира, могут потерять до 11% аудитории, которая привыкла к сервисам и не вернется к линейному телесмотрению, полагает гендиректор MediaHills Андрей Бояринов.

«Более половины всех ОТТ-клиентов активно пользуются интерактивными функциями. На долю интерактивных сервисов приходится в среднем 25% от общего времени телесмотрения», - оценивают в «Триколоре». По мнению представителя компании, клиенты лишаются «функций, за которыми будущее», что «возвращает качество предоставляемых услуг на десятилетие назад».

Интерактивное ТВ.

Аналитики медиарынка также отмечают, что несмотря на принуждение со стороны медиакомпаний использовать для трансляций их медиплеер «Витрина ТВ», он де-факто не существует в виде приложения ни для смарт-телевизоров, ни для устройств на iOS и Android, ни для телевизионных приставок, ни в веб-версии.

Как рассказали представители операторов и стриминговых сервисов, они с сентября получили доступ к платформе для тестирования. Но оказалось, что у «Витрины ТВ» нет корректных API для интеграции с уже существующими платформами самих операторов и OTT-сервисов.

Программисты и технические специалисты в один голос утверждают, что существующий вариант «Витрины ТВ» является скорее прототипом, а не хорошо продуманным, качественным и полным продуктом, который можно распространять и встраивать на сторонние платформы. В связи с этим использовать «Витрину ТВ» не готовы в «Билайне», «Дом.ru», «МегаФоне», МТС, «Триколоре», «Ростелекоме», а также стриминговых сервисах IVI, MeGoGo, OKKO, Peers.TV, SPB.TV. В НМГ, которая является создателем плеера, считают такие оценки надуманными и необоснованными.

Управление просмотром на телевизоре.

«Мы последовательны в наших решениях и продолжаем отказываться от вещания через "Витрину ТВ"», - заявили в пресс-службе «Триколора». В «МегаФоне» и «Ростелекоме» заявили, что ведут переговоры с медиахолдингами.

«Требования вещателей считаем избыточными и нарушающими рыночную конкуренцию и права пользователей», - отметили в «Билайне».

В «Дом.ru» считают требования по использованию единого плеера «навязыванием услуг» и готовы обсуждать лишь «взаимовыгодные условия сотрудничества».

Между тем позиция медиахолдингов пока остаётся неизменной. С 1 февраля все участники рынка должны использовать «Витрину ТВ». За неисполнение этого требования обладатели прав на ТВ-трансляции угрожают отключить операторов, не выполнивших «требуемых интеграций». Сделать обязательным использование единого поставщика телеконтента в интернете, на статус которого планирует претендовать «Витрина ТВ», должен законопроект, который уже прошел первое чтение в Госдуме.