По данным Mail.ru Group, ежемесячная аудитория мессенджера ICQ снизилась за 2010 год на 35%, что составило около 17,6 млн человек. В России за аналогичный период популярность интернет-мессенджера упала на 9 % до 16,4 млн человек.

Ежемесячная аудитория ICQ во всем мире снизилась за год на 35%, или на 17,6 млн человек, сообщила «Ведомостям» контролирующая ее Mail.ru Group. По данным на декабрь 2010 года, ICQ пользовались 33,5 млн человек. В России с декабря 2009 года аудитория этого сервиса уменьшилась на 9% до 16,4 млн человек. Причем учитываются пользователи не только собственного мессенджера ICQ, но и других использующих протокол ICQ, например QIP, уточняет представитель Mail.ru Group. Отдельные данные по ICQ группа не раскрывает.

Представитель Mail.ru Group увязывает падение мировой аудитории ICQ с внедрением новых механизмов борьбы со спам-ботами (сети зараженных компьютеров, рассылающих спам). Детали он не объясняет. Но в последнее время многие массовые онлайн-сервисы озаботились проблемой использования своих сетей спамерами. В частности, «Одноклассники» (подконтрольные той же Mail.ru Group) в 2008 г. ввели платную регистрацию, после чего рост их аудитории резко замедлился.

Впрочем, как раз в России ситуация со спамом не столь критична, считает представитель Mail.ru Group, поэтому и сокращение аудитории ICQ меньше.

Общая активная аудитория ICQ.

Эксперты не согласны со спам-версией. По мнению старшего менеджера по развитию Comscore в Европе Оснат Зарецки, падение аудитории ICQ - часть общей тенденции. По подсчетам Comscore, аудитория всех мессенджеров в мире сократилась в 2010 г. на 8%, а с учетом роста общей аудитории интернета - на 15%. Единственное исключение - китайский мессенджер QQ, аудитория которого растет, говорит Зарецки.

С ней согласен председатель правления инвестиционного холдинга «Финам» Владислав Кочетков: пользователи постепенно переходят на другие сервисы общения, например в социальные сети. Кроме того, считает Кочетков, ICQ отстала по части мессенджеров для мобильных устройств, которые стабильно увеличивают долю рынка. Есть и другая тенденция, замечает Зарецки: новые пользователи интернета, особенно молодежь, вообще не заводят мессенджеры, а сразу начинают общаться в социальных сетях.

Аудитория ICQ в России.

По всей видимости, снижение пользователей ICQ также связано со взрывным ростом популярности сервиса интернет-телефонии Skype (который также обладает собственным мессенджером). Если на начало 2009 года у Skype по всему миру было 42 млн. месячных активных пользователей, то в середине 2010 года их было уже 124 млн., то есть произошел тройной рост.

Тем не менее, в России с лета 2010 года аудитория ICQ снизилась несущественно, а аудитория QIP даже немного подросла, признает Зарецки. Но такая стагнация на фоне 20%-ного прироста общей интернет-аудитории равноценна падению, считает она. Основным фактором роста аудитории ICQ в России во втором полугодии 2009 года было соглашение с «Яндексом» (компании продвигали кобрендинговый мессенджер ICQ с сервисами «Яндекса» и зарабатывали на контекстной рекламе в результатах поиска), считает Кочетков. Оно дало мощный стимул для подключения к «аське» новых пользователей, но после перехода ICQ под контроль Mail.ru Group соглашение с «Яндексом» было расторгнуто.

Ежемесячная аудитория мессенджера ICQ снизилась за 2010 год на 35%.

Напомним, что ICQ («аська») создана в 1996 году, а в 1998 году была продана американской AOL. В апреле 2010 года сервис купила Mail.ru Group. Ее акционерами являются бизнесмен Алишер Усманов (26,9 процентов), основатели и менеджмент (11,8 процентов), африканская медиагруппа Naspers (30,8 процентов) и китайская Tencent Holdings Ltd (8,3 процентов). Группа владеет стратегическими долями в «Вконтакте» (32,5 процентов), в платежном сервисе QIWI (21,4 процентов), двумя крупнейшими соцсетями рунета — «Moй Мир@Mail.Ru» и «Одноклассники.ru», а также миноритарными пакетами акций Facebook, Zynga, Groupon.