До начала Зимних Олимпийских игр в Сочи остаётся чуть больше трёх месяцев. И истерия вокруг этой стройки только нарастает. Страшенные пробки, высокие цены, плохое обслуживание, коррупция, безответственность, «позор вселенского масштаба», «мы не успеем достроить!» – всё это не сходит с полос печатных и интернет-изданий о столице Олимпийских игр 2014 года. Но нет ничего проще, чем поехать в Сочи лично и выяснить, что там происходит. У меня это получилось.

Олимпийские игры в Сочи.

Дорога и транспорт

Дальняя дорога началась с осознания того, что официальный авиаперевозчик Олимпиады «Аэрофлот – российские авиалинии» не предлагает пассажирам в экономе адекватное питание. По нормативам оператора на перелете менее 3 часов (а мой рейс длился 2 часа 30 минут) не положено горячее питание. Вместо него – два куска хлеба, два кусочка сыра и кусочек мяса плюс пирожное. Но тут грех жаловаться. Европейцы и американцы на таких рейсах вообще не кормят.

Адрофлот - Добролёт.

Питание низкокалорийное.

Хотя те же S7 Airlines, «Трансаэро», «Уральские авиалинии» запросто предоставляют горячее на выбор. Расстроенный на обратном пути я прошёлся по спецпитанию «Аэрофлота». Оно оказалось гораздо вкуснее и полезнее, чем куски хлеба, сыра и мяса. Рекомендую кошерное питание (KSML) или питание баз глютена (GFML)!

Специальное питание Аэрофлота GFML.

На сегменте Москва – Сочи самолёт заполнили люди прямо или косвенно имеющие отношение к олимпийской стройке. Одни были из состава среднего и низшего руководства проектами, а другие – строители. Во время захода на посадку, один из моих соседей начал вслух молиться «Аллах Акбар!», потому что ему реально было страшно. Со своей стороны я попытался успокоить его, сказав, что тут решает не Аллах, а командир воздушного судна, и мы благополучно приземлимся. Так оно и произошло. Правда, наш борт дополнительно полетал над Чёрным морем 10 минут. Как оказалось, виной этого «трафика» стал Владимир Путин, прилетевший то ли с инспекцией, то ли с очередным совещанием.

Вид на Олимпийские объекты Сочи с самолёта.

Сочинский аэропорт оказался действительно подготовленным для приёма людей с ограниченными возможностями: телескопический трап, отсутствие ступенек, наклонные плоскости с небольшим углом для колясочников. Удобно.

Аэропорт Сочи.

Аэропорт Сочи.

Однако сам аэропорт показался каким-то тёмным, скучным и неуютным. Огромные объемы и просторы съедены коричневыми и тёмно-серыми стенами, тёмно-тёмно синим потолком и небольшим количеством света. Мне кажется, что дизайнер и архитектор что-то намудрили. Хотя новый аэропорт всяко лучше старого! =)

На выходе из аэропорта прибывших пассажиров несколько раз встречает информация с ценой на такси в пределах сочинского городского округа. Цены московские. Рядом кассы аэроэкспресса, который ходит по расписанию, но пока с большими перерывами.

Цены на такси в Сочи.

С парковки мы выехали беспрепятственно и двинулись по основному шоссе в сторону Олимпийского парка в гостиницу. От нового моста, стилизованного под олимпийские кольца, начиналась пробка. На наше счастье она была в сторону Сочи, а мы двигались в обратном направлении.

Пробки на сочинских дорогах - суровая закономерность. Дело в том, что стройка продолжается и в городе много тяжёлой техники, которая периодически затрудняет движение. Заявления чиновников о том, что пробок нет не соответствует действительности. Хотя дорог и мостов построено большое количество, от трафика они пока не спасают. Местные жители мечтают беспрепятственно добираться от Адлера до Сочи за 20 минут. Быть может, этому суждено случиться после Олимпиады?

Забегая вперед, отмечу странные вещи с освещением улиц в Сочи и Адлере. Оно, конечно есть, но не везде. Для меня – городского жителя неосвещенные улицы – дикость, а для местных – норма.

Олимпийская деревня.

Но вернёмся к описанию того, что есть за окном нашего транспорта. Прибрежный кластер сочинских игр находится в 4 км от аэропорта в Имеретинской долине. Это всего 10 минут от аэропорта без пробок. Там же находятся Олимпийская деревня, гостиницы для представителей МОК, а также организаторов и технических служб форума. Со стороны вид, мягко говоря, не очень. Повсюду кучи строительного мусора, земли, пыли, много грязи и баннеров с надписью «Сочи – 2014. Это наша Олимпиада!» и т.п. Да и очередной слой нового асфальта начали класть пару дней назад и ещё не успели закончить.

Благоустройство в Сочи.

Как оказалось, благоустройством прилегающей территории начали заниматься совсем недавно. Рабочие вывозят мусор, высаживают деревья, кустарники и пальмы, застилают рулонный газон. По планам окончание работ намечено на последние числа декабря.

Благоустройство в Сочи.

Как заверили представители Олимпстроя (российская государственная корпорация, управляющая работами, связанными с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией олимпийских объектов в Сочи) текущее положение дел вполне нормально и естественно, ведь все спортивные объекты уже сданы. Более того, на них прошли тестовые международные соревнования. 100% готовность также у инфраструктурных объектов, включая новые электростанции, систему центральной канализации, транспортные объекты (авиа, жд и авто). Недостойным пока остаётся центральный стадион Фишт, на котором пройдут церемонии открытия и закрытия игр, но это тоже укладывается в оговоренные сроки. Сдача стадиона по проекту запланирована на конец декабря 2013 года.

До начала подробных экскурсий по олимпийским объектам меня не покидало чувство, что в Сочи ничего не готово. Настолько велико было впечатление от неблагоустроенной территории вокруг Олимпийского парка. Но стоило посетить конкретные объекты, посмотреть, как там организована работы, и тревога отпускала.

Горный кластер

В первый экскурсионный день мы отправились в Красную Поляну в, так называемый, горный кластер объектов. В его состав входят биатлонный и лыжный комплексы, санно-бобслейная трасса, горнолыжный центр, комплекс трамплинов, а также сноуборд-парк и фристайл-центр.

Несмотря на то, что к Олимпийским играм была построена новая трасса Адлер - Альпика-Сервис («Новое Краснополянское шоссе»). Путь в горы мы проделали по старой дороге. Дело в том, что новую планируют официально открыть через пару месяцев, а пока по ней возят официальные делегации. По старой дороге путь до Красной Поляны занял 1,5 часа. При этом новая трасса должна обеспечить перемещение между горными и прибрежными объектами всего за 30-35 минут. Новое Краснополянское шоссе - уникальная для России совмещённая скоростная автомобильная и железная дорога. Протяжённость автомагистрали — 50 километров. Дорога имеет от одной до трех полос в каждом направлении.

Горный кластер Олимпийских игр в Сочи.

Горный кластер Олимпийских игр в Сочи.

Первым объектом основной программы, который мы посетили, стал горнолыжный центр «Роза Хутор». Этот объект был запущен одним из первых во всём олимпийском проекте, и это оказалось видно невооружённым глазом. Гостиницы, кафе, рестораны, прилегающая территория с иголочки. Грязь, пыль – это не про «Розу Хутор». Именно так должен выглядеть первоклассный объект. Об этом вы можете судить по фото. Здесь даже свой «Макдональдс» будет, не говоря про изысканные рестораны!

Территория горнолыжного комплекса «Роза Хутор» охватывает примерно 1820 га северного, северо-восточного и южного склонов хребта Аибга, поднимаясь от реки Мзымта с отметки 575 м над уровнем моря вверх до вершины горного хребта в районе горы Каменный столб до отметки 2320 м над уровнем моря.

Роза Хутор.

Гостиница Radisson в ГЛЦ Роза Хутор.

На трассах «Роза Хутор» будет разыграно 30 комплектов олимпийских медалей в пятнадцати спортивных дисциплинах.

На горнолыжном курорте уже работает шесть гостиниц, готовятся к открытию еще несколько с общим номерным фондом более 1600 номеров. Часть гостиниц на время игр будут занимать специалисты телевещателей из OBS (Olympic Broadcasting Services) и американского медиахолдинга NBC.

Горный кластер Олимпийских игр в Сочи.

Далее в планах значились «Русские горки» и «Санки». Попасть в комплекс для прыжков с трамплина «Русские горки», где будут проходить соревнования прыгунов и двоеборцев, у нас не получилось. Из-за огромного количества осадков, которые наблюдались в Сочи в сентябре, зона приземления, говоря по-русски, «раскисла» и её приводят в порядок. Тем более, что с 12 по 18 октября в комплексе пройдёт открытый чемпионат России по прыжкам на лыжах с трамплина с привлечением иностранных спортсменов.

Санно-бобслейная трасса

Санно-бобслейный комплекс Санки.

А вот санно-бобслейную трассу мы посетили. При этом, случайным образом попали на тренировку российской сборной во главе с бронзовым призёром Ванкуверской Олимпиады и чемпионом мира 2013 года по скелетону Александром Третьяковым.

Трасса выглядит футуристично. А что касается её свойств, то Александр Третьяков, отмечает, что она вполне по силам.

Российский скелеторист Александр Третьяков.

Из оформления хочется отметить отделку из массива дерева. Прилегающая территория благоустроена на 90%. С объекта вывозят последний строительный мусор. Тестовые соревнования здесь проходили уже несколько раз.

Передовые технологии подготовки льда обеспечивают точный и постоянный контроль над температурой трассы, даже несмотря на +20, которые установились на Красной Поляне в день нашей экскурсии. Максимальная скорость, которую развивают спортсмены в жёлобе – 135 км/ч. Вместимость комплекса 5000 зрителей. После Олимпийских игр объект планируется использовать в качестве Национального тренировочного центра.

 Далее мы отправились в центр по лыжным гонкам и биатлону «Лаура». За строительство и развитие этого объекта отвечает «Газпром», о чём компания говорит со всех баннеров и рекламных щитов.

Комплекс Лаура.

Комплекс Лаура.

Сам комплекс расположен на хребте Псехако. Добирались мы до него сначала на канатной дороге, а потом на микроавтобусах. В составе комплекса предусмотрены как постоянные, так и временные здания и сооружения. Постоянным является здание биатлонного стадиона с трибунами для зрителей. Временными являются здания и сооружения сопутствующие организации и проведению спортивных мероприятий. Характерные цвета для стадиона - металлик, серебро, белый, серый. Вместимость комплекса 7500 мест.

Ну, а так выглядит стадион и стрельбище для биатлонистов.

Панорама биатлонного центра в Сочи.

В настоящее время проводится благоустройство прилегающей территории. А такую картину можно наблюдать рядом с единственной на весь объект столовой.

Рабочие в очереди в столовую.

После посещения горного кластера могу отметить, что сами спортивные объекты там готовы на 100%, а благоустройство проведено на 60-70%. Между тем, есть и крайне странные объекты, внешне готовые только на 50-60%. Это посёлок Эсто-Садок (он же узловой и пересадочный пункт на железной дороге) и комплекс «Горки Город» в частности. Многие здания там ещё не достроены. В период игр комплекс должен стать базой для размещения журналистов, освещающих ход соревнований в горном кластере и почётных гостей.

В общем, будет интересно пообщаться с журналистами, которые будут проживать в посёлке, который пока остаётся недостроенным.

Комплекс Горки Город.

А вот горный медиацентр построен и даже официально открыт, но то ли из-за стройки, то ли грязи с пылью, не верится что он хоть как-то функционирует. Завозить ценное дорогостоящее оборудования для обеспечения видеотрансляций в здание по средине стройки как-то странно, если не сказать безумно.

По проекту во время Игр медиацентр в Эсто-Садок станет второй площадкой для СМИ после главного медиацентра в Имеретинской низменности. Отсюда журналисты будут вести прямые трансляции соревнований, которые пройдут в горах.

Прибрежный кластер

На следующий день мы посетили прибрежный кластер. Центральным объектом здесь является Олимпийский парк. Он объединяет все спортивные объекты, парковую зону и объекты инфраструктуры. Впервые в истории зимних Олимпийских и Паралимпийских игр все ледовые арены будут находиться в шаговой доступности друг от друга. Одновременно в парке могут находится около 75 тыс. посетителей.

Панорама Олимпийского парка в Сочи.

Центральная часть парка – площадь, на которой будут проходить церемонии награждения спортсменов, а также будет располагаться чаша Олимпийского огня. По периметру можно видеть сами объекты.

Помимо спортивных сооружений, на которых пройдут олимпийские состязания, в прибрежном кластере расположены две тренировочные арены: одна для фигурного катания и шорт-трека с двумя ледовыми полями, вторая — тренировочная арена для хоккея, также с двумя ледовыми полями.

Перед въездом в Олимпийский парк расположился главный медиацентр игр — основная олимпийская информационная площадка, где в 2014 году будет работать более 15 тысяч журналистов. Его возведение началось в 2010 году, а сдача состоялась в августе этого года. Планируется, что медиацентр начнет работу за месяц до игр и закроется после Паралимпиады. Все это время он будет работать в круглосуточном режиме. На трех этажах здания находятся десятки помещений, которые сгруппированы в нескольких зонах так, чтобы тысячи представителей СМИ смогли работать, не мешая друг другу. Территория, рядом с объектом уже благоустроена, как вы можете видеть.

Главный медиа и пресс-центр Олимпийских игр в Сочи.

Первым объектом, который мы посетили, стал ледовый дворец «Айсберг». В нём будут проходить соревнования по фигурному катанию и шорт-треку. Вместимость объекта – 12 тыс. зрителей. После Олимпиады ледовая арена будет перепрофилирована под велотрек.

Олимпийский ледовый дворец Айсберг.

Стоит сказать, что фасад у объекта очень футуристичный, а вот внутри – всё чересчур стандартно и буднично. Смотреть там оказалось нечего.

Далее мы отправились в ледовый дворец «Большой», который будет принимать турнир по хоккею.

Ледовый дворец Большой

Объект, на мой взгляд, оказался самым интересным и крайне необычным. Сама площадка рассчитана на 12 тыс. зрителей. По архитектуре дворец напоминает замёрзшую каплю. Цвет покрытий купола — жемчужно-белый. Смотрится это просто великолепно. Особая гордость берет, когда узнаёшь, что это проект российских архитекторов, а не каких-нибудь британцев, испанцев или китайцев. А вот так арена выглядит внутри.

Главная хоккейная арена Сочи внутри.

За неделю до нашего пребывания во дворце проходил сочинский экономический форум. После окончания игр стадион будет использоваться как спортивная и концертная арена.

Поблизости с «Большим» находится вторая хоккейная арена «Шайба». После окончания игр, стадион станет Всероссийским детским спортивно-образовательным центром.

Хоккейная арена Шайба.

Ещё одним спортивным объектом особого значения является «Адлер-Арена», где будут соревноваться конькобежцы. Стандартный 400-метровый конькобежный стадион с двумя дорожками. Он рассчитан на 8000 мест. После Олимпиады конькобежный центр превратится в крупнейший на юге России выставочный центр.

Адлер-Арена.

Во время посещения этого объекта мне рассказали, что лёд на арене залили ещё в ноябре 2012 года и с тех пор ни разу не размораживали. Оказывается, чем лёд старше, тем лучше! Хочет верить, что он поможет наши спортсменам победить.

Особое внимание привлекает раскраска зрительских мест, смотрите сами.

Адлер-Арена, вид изнутри.

Далее мы отправились в Олимпийскую деревню, расположенную рядом. Деревня состоит из 47 корпусов и рассчитана на приём 3 тыс. человек. В двух и трёхэтажных домах будут жить спортсмены, журналисты и члены международных делегаций. Вот как выглядят стандартные дома в этом районе.

Олимпийская деревня.

После Олимпиады здания выставят на продажу. Часть комплекса переоборудуют под апартаменты для туристов.

Олимпийская деревня.

Все здания уже построены, в части из них заканчивается отделка фасадов и благоустройство прилегающей территории.

Телеком на Олимпийских играх

Отдельно стоит рассказать о телекоме на Олимпийских играх. Как оказалось, на связи очень много завязано. Wi-Fi и 4G Интернет – только часть огромного айсберга.

Олимпийские игры -  самый массовый медийный проект человечества. И главным действующим лицом на этом празднике спорта является не сам спортсмен, а телекоммуникационный оператор, предоставляющий возможность телевизионным вещателям передавать сигнал по всему миру. Прибавьте к этому нагрузку на сети со стороны информагентств, фотографов, прочих СМИ, блогеров и спецслужб, которые отвечают за безопасность мероприятия. Каждому нужен бесперебойный и непременно широкий канал для передачи эксклюзивных материалов. Увы, без всей этой информационной шумихи игры были бы никому не интересны.

Основных телекоммуникационных партнёров у Олимпиады два: «Ростелеком» (отвечает за фиксированную связь, предоставление каналов, тёмных волокон и т.п.) и «МегаФон» (мобильная связь). Стоит отметить, что разделение партнёров на мобильного и фиксированного в рамках Олимпиады является нетипичным. Как правило, телеком-партнёр бывает один. На играх в Лондоне, например, эту роль выполнял British Telecom. Однако в России пошли по другому пути, и на удивление вполне остались довольны таким подходом.

Во время моего визита в Сочи мне удалось детально изучить инфраструктуру «Ростелекома». Этот оператор принял на себя необходимые гарантии в отношении эксплуатации единой сети передачи данных и техподдержку в отношении всех оказываемых услуг. Сама стройка началась в 2011 году, а к началу 2013 года все ключевые объекты уже функционировали на полную мощность.

В сентябре 2012 года «Ростелеком» открыл в Адлерском районе Сочи «центр информационных технологий», который будет использоваться для формирования и обслуживания всех информационных и телекоммуникационных систем Олимпийских игр. Этот ЦОД разместился в здании бывшего районного узла связи. Все работы были выполнены за 10 месяцев.

Телекоммуникационное оборудование Ростелекома в Сочи.

Это самый крупный объект ИТ-инфраструктуры Олимпийских игр в Сочи. Его общая площадь превышает 2000 кв. м. В нем размещается целый ряд специализированных служб: основной центр обработки данных, основной центр телекоммуникаций, центр управления сетью, служба технической поддержки, учебный центр и тестовая лаборатория для интеграции и тестирования информационных систем. Для обеспечения отказоустойчивого функционирования ключевых информационных систем оргкомитета в Москве и Сочи задействуется также московский ЦОД «Ростелекома», а каждый олимпийский объект подключается к резервируемой сети достаточной ёмкости. В качестве основных поставщиков оборудования выступают Avaya и Juniper, серверные решения – HP.

Общий объем инвестиций в этот проект составил порядка 600 млн рублей. После завершения Олимпийских игр ЦОД планируется использовать для муниципальных проектов и для нужд учебного центра «Ростелекома».

Оптические линии связи в Сочи.

В общей сложности в состав единой сети передачи данных вошло 33 объекта, включая Олимпийский стадион, Олимпийский парк, спортивные объекты, жилые кварталы, где будут проживать международные делегации, основной и горные пресс-центры, центры обработки данных и пр. На каждом из них обеспечивается подключение к волоконно-оптическим линиям связи, позволяющим обеспечить скорость передачи данных 100 Гбит/с.

Оптические линии связи в Сочи.

Оптические линии связи в Сочи.

Вся олимпийская инфраструктура была разбита на несколько частей: горный (общая протяжённость ВОЛС 60 км) и прибрежный кластер (общая протяжённость ВОЛС 100 км). Общая протяжённость межкластерных ВОЛС в итоге составила 180 км.

По словам представителей «Ростелекома», многие партнёры игр (вещатели, международные холдинги и агентства и т.п.) оказались очень требовательными клиентами. Однако решения российской стороны полностью удовлетворили потребности международных вещателей. При этом особенно ценным оказался опыт работы с OBS, которая является лицензионным вещателем Олимпийских игр, а также американским медиахолдингом NBC, компанией Atos, которая является официальным IT-партнёром игр и Omega, отвечающий за систему хронометража.

Кабели с оптикой проложены подземным способом как в Адлере и Сочи, так и в горах, включая горнолыжный комплекс и экстрим парк «Роза Хутор». В «Ростелекоме» подчеркнули, что ни один объект не имеет подвесных линий. Вместе с этим у «Ростелекома» постоянно возникали проблемы с порчей магистральных кабелей. Рабочие-бульдозеристы часто не были снабжены информацией о месте размещения кабелей, и в итоге их действия приводили к плачевным последствиям для «Ростелекома». Однако резервные линии каждый раз спасали сложную ситуацию.

Оптические линии связи Ростелекома в горах.

Собственно, во время экскурсий по объектам я часто наблюдал картину, когда поблизости с гофротрубой с кабелями вдоль дорог, на горах и на олимпийских объектах что-то копали, перестраивали и благоустраивали особо не заморачиваясь.

Бесплатный Wi-Fi Ростелеком.

Что касается бесплатного Wi-Fi на Олимпийских играх, о котором многие мечтали, то его не будет. Как мне пояснили в «Ростелекоме», правила международного олимпийского комитета не содержат требования на этот счет, поэтому решение остаётся за самим оператором связи. А поскольку публичный Wi-Fi существенно бы увеличил нагрузку на всю систему и тем самым значительно увеличил риски для оператора связи, предоставлять его не стали. Кроме того, Олимпиада — проект с очень длинными сроками окупаемости, в том числе и для самого «Ростелекома», поэтому увеличивать издержки в данном случае компания была не готова.

Однако, в кафе, ресторанах и гостиницах публичный Wi-Fi будет работать без ограничений.

Вместо заключения

Поездка в Сочи оставила сильное впечатление. Читая об играх, я надеялся увидеть неадекватных рабочих, начальников, которые думают, как бы побольше украсть. Но это оказалось совсем не так. Особенно поразили люди, которые работают на объектах и отвечают за их сдачу и сопровождение. Я не видел в их глазах пофигистского отношения к работе, они были сопричастны к тому, чем занимаются. Они рассказывали об объектах с любовью и желанием показать всему миру свою работу. При этом они признавали, что те же работы по благоустройству ещё не закончены, но отмечали, что через пару месяцев все территории, прилегающие к объектам, будут выглядеть с иголочки.

Отдельно хочется сказать о сотрудниках телеком-компаний, которые работали круглые сутки для обеспечения связи. И это несмотря на средний возраст, едва превышающий 26 лет. У всех этих людей горели глаза, когда они рассказывали о проделанной работе.

Будем надеется, что вся эта работа не станет пустой тратой сил и средств и покажет Россию с хорошей стороны.

Галерея