По итогам 2023 года в России выросли продажи устройств умного дома. Особой популярностью пользовались светодиодные лампы, роботы-пылесосы, системы контроля за домом и камеры для видеонаблюдения. В штучном выражении было куплено на 80% больше разнообразных умных гаджетов и бытовой техники с доступом в интернет, а в денежном – на 39%. Росту популярности способствовало значительное снижение цен.
Согласно статистике оператора фискальных данных «Платформа ОФД», за 2023 год в России было продано почти в два раза больше умных светодиодных ламп, на 19% - роботов-пылесосов. Во многом это было связано со постепенным снижением цен и ростом ассортимента товаров. Так, умные светильники и лампы подешевели за год на 7% до 955 рублей в среднем, умные выключатели и розетки — на 3% до 1115 и 980 рублей соответственно, системы умного дома — на 9% до 12 340 рублей, умные пылесосы — на 10% до 17 580 рублей (данные «Чек индекс» «Платформы ОФД»). За год в 4–5 раз выросли продажи устройств, в названии которых есть обозначения «AI» и «ИИ», заявили в «Платформе ОФД».
По оценкам «М.Видео-Эльдорадо», российские продажи роботов-пылесосов в 2023 году выросли более чем на 5% в штучном выражении до более чем 1,8 млн единиц. Данные совпадают с информацией от «Марвел-дистрибуции», где отмечают 1,85 млн проданных роботов-пылесосов стоимостью 35,3 млрд рублей. В компании говорят о росте продаж в денежном исчислении на 19% и на 5% в штучном.
На умные пылесосы пришлось около 40% российского рынка, а самыми популярными брендами в категории стали Dreame, Xiaomi и Tefal. Причём Dreame показал взрывной рост, завоевав 20% рынка роботов-пылесосов в деньгах. Активнее всего товары реализовывались в октябре-декабре.
В Wildberries сообщили о росте продаж устройств умного дома по итогам 2023 года на 168% в количественном и на 130% в денежном выражении. В Merlion и «Ситилинке» денежный рост по сегменту роботов-пылесосов связали с ростом спроса на более технологичные модели с расширенными возможностями. При этом наибольшую динамику продаж в сегменте умного дома продемонстрировали интерактивные светодиодные ленты, датчики безопасности, лампочки, устройства для управления умным домом и розетки. Как отмечают участники рынка, эта продукция способствует повышению безопасности, снижению бытовых рисков, она упрощает решение повседневных задач, экономит силы и время, а также способствует снижению стоимости коммунальных услуг.
С уходом крупных западных производителей российский сегмент устройств умного дома переориентировался на собственные торговые марки розничных сетей и пришедших в страну китайских производителей. Российский уровень проникновения устройств умного дома пока уступает европейскому и американскому, но темпы его роста стабильны.