Ситуация с телефонным спамом и мошенническими звонками во втором квартале 2022 года оставалась крайне напряжённой. За это время 41% пользователей сталкивались со звонками с неизвестных номеров с подозрением на мошенничество. Различные нежелательные спам-звонки получали примерно 97%. Об этом говорит статистика мобильного приложения Kaspersky Who Calls.
В марте 2022 года доля пользователей, которые столкнулись со звонками от вероятных мошенников, снизилась. Но в апреле снова наметился её рост. Пик активности злоумышленников в первом полугодии пришёлся на июнь: в этом месяце 28,5% пользователей поступали звонки с неизвестных номеров с подозрением на мошенничество. Согласно отзывам (жалобам) пользователей Kaspersky Who Calls, среди легенд и схем, которые активно применялись в течение шести месяцев этого года, можно выделить роботизированные обзвоны и звонки якобы от сотрудников правоохранительных органов.
Злоумышленники могут пробовать одни схемы, бросать их и переключаться на другие, если они окажутся эффективнее. Мы видим, что сейчас намечается тренд на возврат к уже опробованной легенде со звонками от якобы представителей органов правопорядка. Наибольшее количество жалоб на мошенничество по такой схеме мы зафиксировали в августе. Вероятно, легенда зарекомендовала себя. Обычно злоумышленники действуют весьма уверенно, поставленным голосом сообщают абоненту, что необходимо посодействовать следствию, а сам звонок будет записан, говорят эксперты по кибербезопасности.
Специалисты отмечают, что злоумышленники стали всё чаще мстить тем пользователям, которые в ответ пытаются их разыграть или ругаться. Телефонные номера таких людей в дальнейшем могут использоваться в качестве подменных при обзвонах. В результате позже таким «шутникам» начинают звонить жертвы злоумышленников с требованиями вернуть деньги. По этой причине лучше всего не вступать в общение со злоумышленниками и сразу класть трубку.
Для защиты эксперты по информационной безопасности рекомендуют:
- сразу завершать подозрительные разговоры, можно перезвонить самостоятельно в банк или организацию по номеру, который указан на официальном сайте;
- не перезванивать на тот же номер, с которого поступил сомнительный звонок;
- не переходить по сомнительным ссылкам из почты, сообщений в мессенджерах и СМС, не устанавливать сторонние программы по просьбе звонящего;
- помнить, что, если во время звонка вас пугают или требуют сделать что-либо быстро и не дают времени подумать, — вероятнее всего, это злоумышленники.