Доля пользователей в России, которым поступали звонки с неизвестных номеров с подозрением на мошенничество растёт с середины марта 2022 года. В мае показатель достиг 12,8%. Для сравнения: зимой этот показатель составлял в среднем 9,5%. При этом доля пользователей, столкнувшихся весной с различными нежелательными, спам-звонками, была на уровне 71%. Такие данные содержатся в отчёте команды разработчиков мобильного приложения Kaspersky Who Calls.

Звонок по телефону.

«Мы видим, что в апреле и мае по сравнению с мартом объём телефонного мошенничества существенно увеличился. В эти месяцы были периодические всплески и падения, но в среднем активность телефонных мошенников уже вышла на уровень прошлого года. Их легенды могут меняться, но цель всё та же — выманить данные и деньги абонентов. Если во время разговора вас пугают или требуют сделать что-либо прямо сейчас, вероятнее всего, это ловушка», — отмечает Сергей Голованов, главный эксперт «Лаборатории Касперского». 

Согласно отзывам пользователей Kaspersky Who Calls, весной злоумышленники включали в свои легенды новостную повестку, например, упоминали возможные последствия из-за отключения финансовых организаций от SWIFT. Пик такой активности пришёлся на начало марта, но этот сценарий периодически используется до сих пор. К тому же мошенники не отказались и от схем, ставших уже «классическими». В частности, они применяли роботизированные обзвоны. После непродолжительного затишья эта тактика вновь начала набирать обороты в апреле и в июне всё ещё остается актуальной.

Специалисты по информационной безопасности подчёркивают, что наиболее эффективный способ защитить себя и свои накопления — сочетать технические и нетехнические меры: установить надёжное решение, определяющее мошеннические и спам-номера, а также повышать цифровую и финансовую грамотность. Если вам поступает подозрительный звонок, лучше завершить его и перезвонить самостоятельно в организацию по официальному номеру. Ни в коем случае не стоит перезванивать на тот же номер, с которого пришёл входящий.