Несмотря на громкую войну с SMS-спамом, нежелательные сообщения продолжают одолевать рядовых абонентов. С начала 2014 года в редакцию нашего интернет-проекта поступило несколько десятков обращений с просьбой помочь прекратить надоевшие рассылки. По некоторым обращениям мы провели своё собственное расследование
Кто заказывает спам?
Расследование начали с заказчиков рекламных рассылок. Лидерами по тематикам SMS-спама в январе-мае 2014 года, по нашим собственным данным, стали предложения от офисов микрокредитования и займов – до 40% от общего оборота спам-сообщений. Далее идут такси и услуги транспортных компаний – по 27 и 13%, сервисные компании – 8%, развлекательные центры, рестораны, юридические фирмы – по 3% соответственно. Последние в этом списке стали полной неожиданностью. Юридические услуги какого качества и уровня может предоставлять компания, которая рекламирует себя незаконно?
Получив обращения от наших пользователей с SMS-спамом, мы связались с представителями заказчиков. Сделать это было крайней сложно, поскольку в большинстве SMS указывались номера горячих линий (контактных центров), которые просто обрабатывали входящие звонки. Тем не менее, путем долгих переговоров и просьб, нам удалось пообщаться с представителями двух бюро микрокредитования (ООО «Большие деньги», «Financial Group CGF»), одной юридической фирмой («Право-Гарант») и одного ресторана («Агарац»).
На мой вопрос, почему они выбрали незаконный SMS-спам, а не легальную контекстную рекламу в Интернете, либо работу в социальных медиа, люди попросту не знали, что ответить. Лишь малая часть предпринимателей утверждала, что не знала о незаконности такого рода деятельности. Были и те, кто говорил, что их обманули организаторы рассылок.
По всей видимости, лица принимающие решения в этих компаниях просто не знали о существовании альтернативных, легальных инструментах продвижения бизнеса. Они, как и сотни тысяч россиян, получали SMS-спам и решили тоже заняться его распространением. Раз пользуются другие, значит это модно и выгодно, полагают они.
Удивляет во всех этих безответственных действиях то, что заказчики верят: мобильные абоненты, получая надоедливый спам, выберут непременно их услуги и сервисы. Но кто сказал, что это работает?
С психологической точки зрения информация, содержащаяся в спаме, учитывается человеком с крайне отрицательным значением. При прочих равных условиях, абонент ни в коем случае не воспользуется предложением, а компания, приславшая спам, будет занесена в чёрный список. По этой причине до 99% SMS-спама является пустой тратой денег для заказчика.
- О влиянии спама на психику человека сейчас спорят многие ученые. Но позитивной её назвать никак нельзя. Люди очень негативно воспринимают телефонные рассылки, - рассказывает психолог Екатерина Грачевская. - Могу привести пример одного моего пациента, который начал разыскивать всех без исключения адресатов, присылавших на его мобильный телефон спам. Установив личности и адреса 23 спамеров, живущих в его городе, он тайно посещал их, обрезал провода и прокалывал шины их автомобилей, надеясь, что спамеры оставят его в покое. Это стало навязчивой идеей. «Отомстить» он успел семерым, прежде чем был задержан полицией.
Кто рассылает спам?
От заказчиков переходим к исполнителям. Ими, как правило, являются частные лица, либо агентства, занимающиеся продвижением сайтов и работой в социальных сетях. Они используют специальные программы для подключения к SMS-центрам операторов.
Что касается баз номеров, по которым происходят рассылки, то они могут быть получены нелегальным путём, например, через кражу или взлом, использование троянов и прочих программных закладок. Но такой способ получения данных встречатся гораздо реже, нежели обычный перебор номеров, исходя из географической привязки DEF-кода оператора.
Ещё один способ формирования базы с номерами для рассылки - платёжные терминалы, в которых десятки тысяч людей оплачивают услуги связи, кредиты и прочие сервисы. Там человек в обязательном порядке должен оставить номер мобильного телефона. Номера собираются и используются для рекламных рассылок.
При использовании платежных терминалов нужно внимательно читать пользовательское соглашение. Как правило, там есть пункт о согласии на обработку персональных данных и получение рекламы, где уже будет стоять галочка. Если ёе не убрать — вы согласны на получение рекламы. С правовой точки зрения нарушений нет. Все легально. Другое дело, что с моральной точки зрения это крайне сомнительно. Здесь проще отказаться от оплаты в терминалах, которые используют такую схему.
По данным отчёта международной антивирусной компании ESET, от мобильного спама страдают 76% российских пользователей. Из них 65% регулярно получают SMS-рассылки, около 2% - рекламные звонки и 9% - и звонки, и сообщения.
В нашем случае спам от бюро микрофинансовых услуг ООО «Большие деньги», «Financial Group CGF» рассылался интернет-агентством Smello.Ru (ООО «Прометей» ) из Астрахани. Об этом рассказали сами заказчики. На это же указывали и федеральные номера, которые относились к номерной ёмкости сотового оператора «СМАРТС» в Астраханской области.
Звонок в ООО «Прометей» подтвердил, что эта фирма действительно занимается SMS-рассылками. Менеджер Алексей рассказал, что базы номеров формируются из людей, которые пожелали получать рекламу. При этом, он не исключил и привлечения дополнительных инструментов для распространения рекламы. Нередки случаи, когда база формируется обычным перебором, исходя из географической привязки DEF-кодов мобильных операторов, которые есть в открытом доступе. Более того, он рассказал, что наиболее удобным способом рассылки сообщений рекламного характера после ужесточения правил к SMS-рассылкам со стороны операторов «большой тройки» являются региональные операторы. Они в компании предпочитают использовать номера компании «СМАРТС». От дальнейших комментариев Алексей отказался, мотивировав, что у него много работы.
Проанализировав SMS-трафик с начала 2014 года, мы выяснили, что в 92% случаев спам рассылался с федеральных номеров. Из них около 15% пришлось на операторов «большой тройки» (МТС, «Билайн» и «МегаФон»), а вот на локальных игроков – 85%. При этом наибольшее число рекламных SMS поступало от абонентов, где отправителем значился номер оператора «СМАРТС» - до 45%. Повышенный уровень рекламных SMS также зафиксирован с номеров «МОТИВа», Tele2 и «Ростелекома».
В «Билайне» нам подтвердили, что наиболее частые рассылки осуществляются от SMS-центра оператора «СМАРТС». Остальные операторы не стали официально подтверждать эти факты, но дали понять, что они не противоречат существующему положению дел.
Сложившуюся ситуацию нашему изданию прокомментировал генеральный директор ОАО «СМАРТС» Александр Курочкин:
- Из указанных вами номеров только два номера принадлежат группе компаний «СМАРТС»: владельцем номеров +79021191861 и +79029551168 является ЗАО «Астрахань-GSM». Указанные номера в биллинге отсутствуют, а значит SMS-спам рассылался с подменой номера. Специалистами по контролю за фродом установлено, что для отправки указанных SMS использовались московские SMS-центры одного из федеральных операторов. Соответствующее письмо о прекращении рассылки отправлено оператору. Поскольку получатель не является абонентом ГК «СМАРТС», необходимо обратиться к своему оператору сотовой связи для составления заявки на SMS-спам, в которой необходимо указать дату, время и текст поступившего сообщения. Дальнейшие действия уже будут производиться на основании межоператорских договоров. Так же вы можете подать жалобу в ФАС.
Факт подмены номеров установили и в «Билайне».
- Мы сталкивались с ситуацией несанкционированного использования номера нашего абонента для массовой рассылки SMS рекламного характера. В ходе расследования нами было установлено, что спам приходил в нашу сеть от SMS-центра «СМАРТС» с использованием подмены. Мы посчитали данные действия ОАО «СМАРТС» нарушением действующего законодательства, ущемлением интересов наших абонентов и нашей компании, создающих угрозу устойчивому функционированию нашей сети. Использование подмены номеров также является нарушением законодательства в сфере оперативно-розыскной деятельности, - замечают в пресс-службе уральского филиала компании «Вымпелком» (бренд «Билайн»). - В связи с этим в случае выявления несанкционированного использования номера компания обращается в Роскомнадзор с просьбой о проведении внеплановой проверки компании, осуществляющей рассылку, в Прокуратуру и МВД с просьбой разобраться в данной ситуации и привлечь виновных к ответственности.
Технические службы других операторов также подтвердили, что спамеры всё чаще прибегают к подмене номеров, с которых осуществляются спам-рассылки.
- Технически при проведении спам-рассылки мобильный номер могут подменить, - отмечает Александра Репьёва, пресс-секретарь уральского «МегаФона». - Поэтому при борьбе с SMS-спамом, один из ключевых параметров в выявлении спамеров - это определение SMS-центра, с которого ведется рассылка.
С аналогичной ситуацией сталкиваются и в МОТИВе.
- В последнее время спамеры все чаще организуют прямое подключение к оборудованию какого-либо оператора связи. В этом случае они могут указать любой федеральный номер. Поэтому ключевым параметром при выявлении спамеров является не имя отправителя, а SMS-центр оператора, с которого приходят надоедливые сообщения, скорость и количество отправленных SMS, - говорит Алёна Ярушина, представитель компании «МОТИВ». - Операторам становится все сложнее определить, что это: спам-рассылка или обычная SMS-переписка. В этом случае очень полезна обратная связь от абонентов, а также участие и помощь других операторов.
Специалисты по информационной безопасности отмечают рост количества схем подмены номеров. Они прогнозируют, что к концу 2014 года до трети всех рассылок будет осуществляться при помощи подмены. Противостоять таким атакам можно усилением технической защиты SMS-центров операторов, а также принятием специальных законов, которые бы могли отбить желание спамеров получать легкие деньги.
Как избавиться от SMS-спама?
Однако до настоящего момента все законодательные инициативы касались классической схемы отправки SMS-сообщений. На рассмотрении в Госдуме находится законопроект, который позволит операторам связи не пропускать спам-рассылки (сейчас такого права у них нет). Также документ разрешит только те рассылки, на получение которых абонент давал согласие. Кроме того, появится механизм обратной связи, когда любой получивший спам по SMS может обратиться к оператору и заблокировать доставку сообщений с этого номера.
А пока операторы пытаются уменьшить количество спама собственными силами.
«Билайн», к примеру, запустил единый номер отписки для спама – 1888. Абоненту достаточно отправить SMS с указанием в теле сообщения номера, с которого пришел спам, на бесплатный номер 1888. В течение 48 часов короткий номер будет внесен в «черный список» номеров на стороне оператора, а также на стороне SMS – агрегаторов. Соответственно, ни через SMS – центр Билайн ни через SMS – центры крупнейших sms - агрегаторов с этого номера из «черного списка» SMS на номер конкретного абонента нельзя будет отправить рекламное смс. Можно отписаться от всех буквенно-цифровых номеров, с которых идет рассылка рекламно-информационных SMS (например, от торговых сетей, сообщения от которых перестали быть актуальны). Сервис не работает с 10-значными федеральными номерами.
У МТС функционирует услуга «Антиспам», которая выявляет и блокирует спам-рассылки на основе анализа целого комплекса факторов. Вместе с тем абонентам оператора доступны услуги SMS Pro и «Черный список», которые позволяют пользователям самостоятельно блокировать входящие SMS c цифровых, коротких и буквенных номеров, а также бесплатный номер 1911 и адрес горячей линии 911@mts.ru, куда пользователи могут отправлять информацию о нежелательных смс и мошеннических действиях.
В «МегаФоне» также действует система «Антиспам». Она пропускает SMS-сообщения только с DEF-нумерации, то есть с 10-значных номеров мобильных телефонов. Все остальные SMS-сообщения с коротких числовых или буквенно-символьных номеров, на получение которых абонент не давал согласие, блокируются. Кроме того, «МегаФон» предлагает переслать полученные спам-сообщения на бесплатный номер 1911. Присланная информация будет проанализирована и в случае подтверждения мошенничества и спама «МегаФон» будет взаимодействовать с операторами и надзорными органами для прекращения подобных рассылок.
В заключении хочется отметить, что наши сотовые операторы, чиновники Минкомсвязи, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации уже который месяц твердят, что занимаются вопросами SMS-спама. Только вот, как страдали люди от нежелательных рекламных рассылок, так и продолжают страдать. Если раньше спам приходил исключительно с коротких номеров, то сейчас – с федеральных.
Максимум что может обычный абонент – писать жалобы в Федеральную антимонопольную службу, прилагая скриншоты сообщений. Сделать это можно на сайте www.fas.gov.ru/contact-fas/feedback/ или по электронной почте delo@fas.gov.ru. Также жалобу можно доставить лично, направить почтой или по факсу.
Ещё можно обратиться в Роскомнадзор на сайте rkn.gov.ru/treatments/ask-question/
В любом случае, для подачи жалобы вы должны предоставить конкретную информацию: имя и номер отправителя, текст сообщения и время (отправки/доставки). Будьте готовы также сообщить свои личные данные: ФИО, место проживания, — для достоверности отправленной информации и возможности получить оповещение.
В ответ на ваше отправленное сообщение о жалобе, должно прийти подтверждение о принятии запроса к действию в виде смс, письма или заказного письма.
P.S.
Данные о фактах SMS-спама, присланные в редакцию нашего проекта были переданы для разбирательства в ФАС. Будем ждать итогов расследования.