Челябинская область входит в двадцатку наиболее успешных регионов, в которых активно реализуется процесс создания единой инфраструктуры электронного правительства, - такая статистика прозвучала в рамках IX Всероссийской научно-практической конференции «Муниципальные информационные системы: достижения, проблемы, перспективы 2012», которая проходит в Екатеринбурге 11-13 июля.
Опытом взаимодействия ОАО «Ростелеком» с муниципальными образованиями по обеспечению предоставления муниципальных услуг и реализации межведомственного электронного взаимодействия поделился на конференции руководитель управления развития проекта "Информационное общество" Челябинского филиала ОАО "Ростелеком" Станислав Жильцов.
В настоящее время между Министерством информационных технологий и связи Челябинской области и ОАО «Ростелеком» заключен государственный контракт на подключение и предоставление доступа к комплексной услуге по обеспечению исполнения государственных услуг в электронном виде. В соответствии с контрактом сформирован региональный сегмент электронного правительства: создана региональная система межведомственного взаимодействия (СМЭВ), которая подключена к федеральной системе.
«Нередка ситуация, когда ведомства выдают ряд документов одному и тому же гражданину. При этом в каждое ведомство гражданин должен сначала прийти, чтобы заказать документ, а затем прийти за готовым документом. Система межведомственного электронного взаимодействия объединяет системы различных ведомств, автоматизирует работу специалистов данных госучреждений и позволяет сделать для гражданина одну точку входа для заказа и получения документов», - рассказывает Станислав Жильцов.
Таким образом, гражданин обращается за услугой в профильное ведомство, а специалисты ведомства делают электронные запросы необходимых данных в других ведомствах, используя СМЭВ.
При этом точкой входа для гражданина может быть как госучреждение, так и многофункциональный центр (МФЦ) или электронная система – портал госуслуг, доступный с персонального компьютера или через инфомат. В Челябинской области действуют 12 МФЦ в 7 крупных городах, установлено 40 инфоматов, на сайте gosuslugi.ru зарегистрировано 50 000 жителей региона.
На сегодняшний день переведены в электронный вид и размещены на портале gosuslugi.ru 80 услуг в 8 государственных и муниципальных учреждениях Челябинской области.
Южноуральцы могут получать госуслуги, не обращаясь к чиновнику вообще. Это ряд информационных услуг: так, на портале gosuslugi.ru доступна проверка наличия штрафов ГИБДД, неуплаченных налогов, запись на прием к врачу, запись ребенка в детский сад и многое другое.
В других случаях «межвед» позволяет избежать многократного хождения по инстациям – так, южноуральцы чаще всего обращаются к порталу gosuslugi.ru, чтобы заказать регистрацию актов гражданского состояния, заграничный или российсий паспорт, оформить пособие по уходу за ребенком или субсидию на оплату жилого помещения.
Отдельный интерес представляет опыт муниципалитета г. Южноуральска, где впервые в Челябинской области государственные услуги не просто переведены в электронный вид, но и размещены на облачной платформе «Ростелекома». Облачные технологии позволили управлению образования г. Южноуральска создать для городских школ мощную информационную систему, которая автоматизирует практически все возможные педагогические процессы: учебные планы, школьные журналы и дневники, базы данных, статистическую отчетность и другие.