Крупнейшие средства массовой информации России, интернет-компании и общественные организации подписали меморандум о противодействии фейкам (недостоверной информации). Документ позволит отрасли создать в интернете безопасную информационную среду и начать борьбу с распространением недостоверных общественно значимых материалов.

Российские медиахолдинги и ИТ-компании подписали меморандум о противодействии дезинформации в Сети.

Меморандум подписали компании Mail.ru Group, «Яндекс.Дзен», ТАСС, «Интерфакс», «Ведомости», РБК, МИЦ «Известия», RUTUBE, Avito, The Bell, Likee, «МирТесен», URA.RU, РОЦИТ, «Диалог», медиахолдинг Rambler&Co. Как отмечают участники проекта, в ближайшее время к документу ожидается подключение и других заинтересованных российских и зарубежных интернет-площадок.

Участники меморандума займутся совместной разработкой и принятием общих механизмов и правил выявления, проверки, верификации (фактчекинга), опровержения и удаления недостоверной информации с целью создания безопасного информационного поля и впоследствии формирования базы лучших практик.

Создание и подписание меморандума было инициировано участниками отрасли с учётом, что распространение недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных материалов оказывает негативное влияние на общество. Кроме того, ключевыми особенностями организации современных социальных медиа являются возможность выступать лидером мнений и доступность размещения и ознакомления с любой информацией, в том числе непроверенной. Таким образом, участники меморандума пришли к соглашению о взаимодействии для создания атмосферы доверия в интернете.

«Сегодня как никогда остро стоит проблема распространения fake news: в социальных сетях, на UGC-платформах, в родительских и домовых чатах – везде, где можно бесконтрольно публиковать информацию. К сожалению, процент людей, продолжающих верить прочитанному, достаточно велик. На данный момент всё ещё не существует механизма, направленного на опровержение недостоверной, вводящей в заблуждение информации. Российские компании должны объединиться для борьбы с фейками. Крайне важно не только заявить о существующей проблеме, но и проявить ответственность перед пользователями, оградив их от недобросовестных производителей контента, и случайных или злонамеренных вбросов, наносящих порой реальный вред людям», - говорится в общем заявлении.

Меморандум будет действовать в течение одного года, после чего он может быть продлён на более длительный срок.

Предполагается, что выявлять потенциально фейковый контент будут интернет-площадки, осуществляя мониторинг или обрабатывая обращения пользователей и фактчекеров. Признать какую-либо информацию недостоверной сможет лишь сама платформа, которая также будет определять дальнейшие действия (маркировка, опровержение или удаление контента). В крайних случаях допускается временная или постоянная блокировка пользователя, опубликовавшего недостоверные данные.

Приоритет в проверке будет отдаваться сообщениям о погибших, например, во время ЧС, публикациям, связанным с коронавирусом, историческими событиями, а также сведениям, которые провоцируют ажиотажный спрос на какой-либо продукт или рост его стоимости.