Россия заняла третье место в мире по темпам роста использования электронных государственных услуг и вошла в десятку стран с самой высокой интенсивностью их использования. Об этом заявили аналитики Boston Consulting Group (BCG), опросившие 14 тыс. интернет-пользователей в 30 странах мира.
Заняв третье место, Россия уступила только Австралии и Швеции. При этом с 2016 по 2018 года количество пользователей госуслуг в России выросло на 42% против среднемировых 15%.
Наиболее востребованными электронными услугами являются оплата налогов и штрафов (ими пользуются 84,2% опрошенных), официальные данные о погоде и трафике (84%), услуги, связанные с трудоустройством (73,8%) и здравоохранением (68,9%). Самыми непопулярными услугами – электронные патентные заявки и регистрация интеллектуальной собственности (8,6%), получение разрешения на перепланировку и строительство (10,4%).
Рост качества цифровых госуслуг за последние два года отметили 92% опрошенных, при этом общий уровень удовлетворенности ими у россиян снизился с 2016 года с 53% до 51% (снижение отмечалось во всех странах, кроме Норвегии). В BCG считают, что властям следует активнее развивать социально значимые цифровые услуги, включая публичные реестры прав собственности, а также медицину.
В части использования ИИ в государственном управлении россияне оказались достаточно консервативны: однозначно поддерживают технологию 36-41% в разных возрастных группах, однозначно против – 18-23%.
Разрыв между «за» и «против» в России составил 18%, в Индии – 53%, в Китае – 42%. Уровень одобрения использования ИИ для расчета налогов и оптимизации транспортных потоков составил 63%, но при этом граждане категорически против его применения для определения вины в уголовных процессах (против на 37% больше, чем за) и для принятия решений по УДО (на 24% больше). Этичностью применения ИИ и непрозрачностью его решений озабочены 35% респондентов.
По состоянию на 11 марта 2019 года 73,8% жителей Челябинской области (2,14 млн. человек) зарегистрированы на портале госуслуг. При этом южноуральцы очень активно используют электронную форму услуг. С начала года через gosuslugi.ru было подано свыше 373 тыс. электронных заявлений на получение государственных и муниципальных услуг. При этом по количеству оказанных федеральных услуг, таких как оплата налоговой задолженности онлайн, получение или замена паспорта или загранпаспорта, регистрация транспорта и другие, Челябинская область занимает 5 место среди других субъектов России.