Участники рынка зафиксировали рекордный рост спроса на российское программное обеспечение с начала 2023 года. Так, за пять первых месяцев текущего года продажи отечественного ПО для потребителей увеличились в 2,5–6 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Лидерами по популярности стали антивирусы Kaspersky и Dr.Web, российские операционные системы «Ред ОС» и Uncom OS, а также офисный пакет «Р7-офис».
По информации экспертов, с начала года было приобретено около 1 млн лицензий на отечественное ПО. При этом ежемесячный объём продаж российских антивирусов достигает 100 тыс. лицензий, а прочего ПО - 20 тыс. Этот тренд подтвердили в Wildberries, «М.Видео-Эльдорадо» и Ozon.
Отечественные приложения и сервисы приобретаются преимущественно для установки на ноутбуки без предустановленной ОС, заявили в «М.Видео-Эльдорадо». Сейчас доля таких компьютеров на рынке составляет 25–30%. Популярность российского ПО подтвердили и на «Авито», где его продажи за первые пять месяцев 2023 года увеличились на 73%. На Kaspersky здесь приходится 69% продаж от всех антивирусов. Растёт популярность пакета «Р7-офис» и ОС Astra Linux.
Всплеск интереса к своей продукции отметили сами разработчики. В пресс-службе «Р7-офис» сообщили, что продажи лицензий в 2023 году выросли в 8 раз. При этом скачивание офисного пакета «МойОфис» увеличилось в два раза.
Кратный рост продаж в январе–мае 2023 года зафиксировали в компании «Ред софт» (разрабатывает «Ред ОС»). По словам заместителя генерального директора «Ред софт» Рустама Рустамова, положительная динамика связана не только с ростом спроса на российское ПО, но и увеличением числа площадок, где оно продаётся.
В Dr.Web сообщили об увеличении продаж лицензий на 15-20% по сравнению в прошлым годом. В «Лаборатории Касперского» отметили 10% рост продаж антивирусов с начала года. При этом антивирусу Kaspersky в дистрибьюторе «F+ tech | Марвел» приписывают 95,9% российского потребительского сегмента в единицах и 96,4% — в денежном выражении. С лову, в 2022 году доля разработчика была немногим больше 70%.
Успех отечественного ПО эксперты связывают в первую очередь с эффектом низкой базы. Дело в том, что ранее в рознице купить российское ПО было практически невозможно. Эксперты отмечают, что, например, «Ред ОС» едва ли отличается от прочих российских решений, но разработчик платформы активнее работает в маркетинге. Популярность «Р7-офиса» связывают с исчезновением из продажи аналога от Microsoft.
Специалисты подчёркивают, что в базовой конфигурации отечественные ОС не имеют особых проблем при установке на ПК. Сложности начинаются при попытках подключать периферию вроде веб-камер и принтеров, производители которых нечасто выпускают драйверы под Linux, а разработчики адаптированных российских платформ не имеют возможности писать их под весь ассортимент на рынке.
Тренд с ростом популярности отечественного софта обещает продолжиться, потому что уже сейчас истекают лицензии на зарубежное ПО, а возможностей продлевать их остаётся всё меньше.