Компания МТС приступает к строительству сети собственных монобрендовых магазинов. По планам оператора, в скором времени она сможет на равных конкурировать с существующими мультибрендами, такими как «Евросеть» и «Связной» по количеству салонов. Мобильные телефоны будут закупаться по льготным ценам через компанию Vodafone, а управлять салонами станут приглашенные из «Связного» топ-менеджеры.
Еще осенью 2008 года бывший совладелец «Евросети» Евгения Чичваркин в одном из своих интервью прогнозировал банкротство многих сотовых ритейлеров. Основная причина – отсутствие банковских кредитов. Его опасения были не напрасны. «Беталинк», «DИКСИС», «Цифроград» и еще несколько региональных игроков в настоящее время проходят процедуру банкротства.
Повезло, пожалуй, лишь тем компаниям, которым удалось «продаться» операторам сотовой связи. Независимых ритейлеров практически не осталось.
В этих непростых условиях МТС начала формировать свою монобрендовую розничную сеть, которая станет заниматься обслуживанием клиентов и продажей мобильных телефонов. Для этого была создана управляющая компания ЗАО «РТК». Она, по сути, и будет развивать непрофильный для самой МТС бизнес. Руководство «РТК» полностью состоит из топ-менеджеров компании «Связной». Соглашение, достигнутое с менеджерами «Связного», предусматривает передачу в адрес МТС управленческих технологий и опыт ритейлера в области продаж, в том числе бизнес-процессов, IT-решений и других ноу-хау компании, необходимых для эффективного развития монобрендовой сети.
- Мы считаем наиболее адекватным путем развития создание монобрендовой розничной сети. Бренд мобильного оператора и продажи сотовых телефонов очень хорошо ассоциируются друг с другом. Только в монобрендовых салонах мы можем обеспечить высокое качество обслуживания. Ведь мало продать абоненту контракт, его еще нужно качественно обслужить – проконсультировать, предложить новую услугу, помочь с настройками, - отвечает Дарья Вольхина, специалист по связям с общественностью уральского макрорегиона МТС. - Мультибрендовые сети ориентированы, прежде всего, на продажи, а мы стремимся построить эффективный механизм обслуживания, продвижения дополнительных услуг. Еще год назад развитие любого ритейла упиралось в то, что розничные площадки, которые находятся в правильных местах и могут давать нужный эффект, были заняты существующими сетями. Сейчас в связи с ожидаемым выходом из бизнеса части розничных сетей высвобождаются площадки, снижаются ставки аренды, появляется возможность достаточно дешево и эффективно построить сеть.
На данный момент в состав «РТК» входят три розничные сети: магазины сотовой связи «Эльдорадо», «Телефон.Ру» и «ТС-Ритейл». Стоит отметить, что до последнего момента «ТС-Ритейл» занималась развитием монобрендовой сети МТС и мультибрендового проекта «ТОЧКА». Но мультибрендовый проект «ТОЧКА», на развитие которого было потрачено около $50 млн., осенью был свернут из-за своей несостоятельности. Тогда же на Урале все магазины «ТОЧКА» были закрыты.
Управляющая компания планирует до конца 2009 года перевести магазины «Эльдорадо» и «Телефон.Ру» под единый бренд МТС. Будут ли выполнены заявленные планы в условиях нестабильной экономической обстановки не ясно.
Как заверили нас в пресс-службе оператора, кроме внешних изменений в магазинах многое останется по-старому. Люди смогут беспрепятственно купить любую модель мобильного телефона, заплатить за услуги связи без комиссии и произвести другие платежи, в том числе и за услуги Билайн, МегаФон, МОТИВ, Utel и т.д. Но вот купить контракты альтернативных операторов уже не получится.
Основной задачей, которая стоит перед управляющей компанией, сделать услуги МТС более понятными, популярными и доступными.
- Мы планируем обеспечить широкий выбор современных мобильных терминалов по привлекательным ценам, - рассказывает коммерческий директор уральского макрорегиона МТС Сергей Третьяков. - До сих пор телефоны в наши салоны поставляли дилеры, но уже скоро и ввозить, и продавать телефоны мы будем самостоятельно.
Такие возможности обусловлены сотрудничеством МТС с компанией Vodafone, крупнейшим в мире оператором мобильной связи. Партнерство подразумевает получение скидок от производителей мобильных телефонов и оборудования. Это означает, что девайсы в магазинах МТС будут стоить либо дешевле, чем у конкурентов, либо компания будет зарабатывать на каждом проданном аппарате больше, чем другие.
В случае, если программа развития монобрендовой сети МТС станет успешной, компания может стать крупнейшим сотовым ритейлером в России. Но это может случиться не ранее конца 2009 года. Сейчас говорить о результатах рано, поскольку часть приобретенных салонов и магазинов может просто-напросто прекратить свое существование.
Другие операторы также ищут разные способы стимулирования продаж и каналов продвижения.
Свою сеть центров обслуживания с середины 2008 года развивает «МОТИВ». Сегодня в Свердловской области работает около 30 собственных офисов продаж и обслуживания этого оператора, около 20 точек подключения и около 20 официальных представительств компании. В любом из этих мест абоненты компании могут получить консультацию по обслуживанию в сети «МОТИВ».
- Происходящее в сегменте сотового ритейла подстегнуло нас к поиску альтернативных способов работы с потенциальными и действующими абонентами компании. Благодаря открытию все новых и новых точек подключения жителям Екатеринбурга и Свердловской области уже не приходится обращаться в салоны сотовой связи, чтобы подключиться к «МОТИВу», - отмечет директор по стратегическому развитию телекоммуникационной группы «МОТИВ» Алексей Артемасов.
МегаФон принял решение развивать собственную сеть салонов связи и отказаться от покупки уже существующих на рынке игроков. До конца 2009 года оператор откроет 500 салонов, а в течение ближайших 2-3 лет количество салонов связи МегаФона должно достигнуть 1,5-2 тысяч. На Урале этот проект стартовал еще в конце 2008 года. Тогда было подписано партнерское соглашение с сетью салонов связи «Симфония», по которому часть из 42 магазинов была переведена под бренд МегаФон.
Utel также включился в процесс формирования собственной розницы.
Пожалуй, единственным из операторов, кто в краткосрочной перспективе не собирается развивать монобрендовую сеть остается «Вымпелком» [Билайн™]. Компании принадлежит 50% минус одна акция крупнейшего российского ритейлера «Евросеть». Кроме того, Билайн имеет соглашение со «Связным», которое позволяет регурировать продажи подключений через эту сеть.
Желание операторов сотовой связи во что бы то ни стало иметь собственную монобрендовую сеть может вылиться в большие проблемы для всех людей. Заплатить за телефон или получить консультацию можно будет только в «родном магазине». В противном случае вам будет отказано в оплате услуг или, более того, вас попросят сменить оператора. Не далек тот час, когда телефоны будут продавать по операторскому принципу.
Насколько комфортно будет абоненту пока оценить сложно. Но очевидно, что скоро на одном перекрестке можно будет вновь встретить сразу четыре-пять салонов связи: красный, желтый, зеленый, оранжевый и синий.