В январе каждого года у мобильных операторов принято подводить итоги новогодней активности. Мы собрали данные за пять последних лет, проанализировали и постарались понять, как изменялись за это время предпочтения абонентов, и куда будет двигаться рынок в ближайшем будущем.
Есть у абонентов мобильных операторов добрая традиция. 31 декабря каждого года они поздравляют другу друга с Новым годом по телефону. Кто-то звонит, кто-то отправляет SMS, найденную в Интернете, ну, а наиболее продвинутые, отсылают поздравления со своего смартфона через социальные сети и онлайновые сервисы.
Всё бы ничего, но каждый раз находятся люди, которые не дозвонились в первые минуты Нового года, их адресат получил SMS с большим опозданием, а мобильный Интернет постоянно зависал.
С каждым годом операторам всё проще выдерживать праздничные нагрузки во многом из-за изменения поведения абонентов. Если раньше считалось правилом хорошего тона звонить близким прямо во время боя курантов, то сейчас эта традиция отходит в прошлое - люди поздравляют друг друга весь день 31 декабря и всю ночь. Нагрузка на сеть, таким образом, распределяется более равномерно.
Проблемы на сети могут происходить из-за технической аварии (например, выхода из строя кондиционера базовой станции при очень низкой температуре воздуха). Подобные ситуации решаются в течение двух-трёх часов. Это не оказывает большого влияния на работу сервисов.
Каждый год я специально тестирую доступность услуг и сервисов наших операторов и в течение двух последних лет не сталкивался с какими-либо проблемами ни с голосовыми звонками, ни с SMS, ни с мобильным интернетом. Тем не менее, от чрезвычайных ситуаций в новогоднюю ночь ни один из операторов не застрахован. Но факт, что все игроки мобильного рынка готовят свои сети к нагрузкам и в 99% случаев они работают исправно.
- Число наших абонентов с каждым годом растет, соответственно увеличивается и нагрузка на сеть в новогоднюю ночь и другие праздничные дни. Поэтому мы предпочитаем «готовить сани летом», - говорит пресс-секретарь оператора «МОТИВ» Алёна Ярушина. - Технические специалисты компании МОТИВ в течение года устанавливают дополнительные базовые станции, а также проводят мероприятия по улучшению качества связи и увеличению емкости сети. Мы готовы к повышенным нагрузкам на сеть не только в Новый год или 8 марта, но и каждый день. В предпраздничный период мы дополнительно проводим работы по расширению емкости сети и каналов связи на междугородных и международных направлениях. В местах массовых гуляний увеличиваем количество каналов связи с другими операторами, увеличиваем пропускную способность SMS-центра.
Голосовая связь
Что касается непосредственно нагрузки, то в новогоднюю ночь она, как всегда, запредельная. Например, с полудня 31 декабря 2013 года до полудня 1 января 2014 года голосовой трафик уральских абонентов превзошёл уровень 470 млн минут. Для сравнения, трафик в обычные дни не превышает 145 млн минут.
- Технические специалисты компании ежегодно готовят сеть «Билайн» к повышенным нагрузкам в новогоднюю ночь. Для этого проводится целый комплекс мероприятий: увеличение ёмкости базовых станций, вывод в эфир дополнительных базовых станций, ввод дополнительных транспортных потоков между коммутаторами мобильной сети, расширение каналов на междугородних и международных направлениях и т.д. Кроме того, в каждом регионе России в дни новогодних праздников круглосуточно работают оперативные бригады технических специалистов «Билайн» для предупреждения и устранения внештатных ситуаций, - отмечает и.о. технического директора ОАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») в уральском регионе Александр Кузнецов.
По сравнению с прошлым годом уральские абоненты в среднем стали общаться больше на 10%. При этом максимальный рост активности был зафиксирован у МегаФона (11,8%), а минимальный – у «Ростелекома» и «Билайна» (4,8% и 4,2% соответственно).
Голосовой трафик в новогодние сутки на Урале в млн. минут | |||||
2009/10 | 2010/11 | 2011/12 | 2012/13 | 2013/14 | |
Билайн | 29,9 | 30,8 | 70,7 | 40,0 | 41,7 |
МегаФон | 74,0 | 77,0 | 80,0 | 85,0 | 95,0 |
МОТИВ* | 62,8 | 78,0 | 95,0 | 100,9 | 106,1 |
МТС** | н/д | н/д | н/д | н/д | 90,0 |
Ростелеком*** | н/д | 104,5 | 99,2 | 96,6 | 101,3 |
Tele2**** | н/д | н/д | н/д | н/д | 36,8 |
* - данные за период с 0:00 31.12. по 24:00 1.01. Данные по ХМАО, ЯНАО, Курганской и Свердловской областям.
** - данные по количеству звонков в штуках (факт соединения, а не продолжительность).
*** - данные за период с 0:00 31.12. по 24:00 1.01.
**** - данные по Челябинской области.
Текстовые сообщения (SMS)
Вместе с тем, количество отправленных в новогоднюю ночь SMS практически не изменилось по сравнению с прошлым годом. Некоторые операторы в пик нагрузки фиксировали небольшие очереди на SMS-центре. SMS при этом доставлялись с задержкой (но не более 1 часа).
За сутки, как и в 2013 году было отправлено порядка 128 млн текстовых сообщений и MMS по всему Уралу. Во много это связано с постепенной миграцией пользователей от SMS в сторону мобильных мессенджеров и социальных сетей, которые работают через Интернет.
- В нашей сети число SMS-сообщений несколько снижается за счет увеличения популярности поздравлений через интернет, роста проникновения смартфонов и использования в них различных мобильных мессенджеров. Например, владельцы iPhone могут отправляют друг другу SMS-сообщения через iMessage, - рассказывает пресс-секретарь уральского «МегаФона» Александра Репьёва.
При этом количество отправленных SMS у «МегаФона» сократилось на 10%, у «Билайна» - на 4,3%, у «Ростелекома» - на 3,1%. А вот у «МОТИВа» произошел рост на 16%.
Количество SMS в новогодние сутки на Урале в млн. штук | |||||
2009/10 | 2010/11 | 2011/12 | 2012/13 | 2013/14 | |
Билайн | 14,4 | 14,0 | 14,3 | 13,5 | 12,9 |
МегаФон | 22,0 | 22,0 | 20,0 | 20,0 | 18,0 |
МОТИВ* | 28,1 | 34,0 | 31,0 | 36,7 | 42,8 |
МТС | 13,5 | н/д | н/д | н/д | 25,0 |
Ростелеком** | 36,0 | 40,2 | 45,2 | 35,8 | 34,7 |
Tele2*** | н/д | н/д | н/д | н/д | 20,5 |
* - данные за период с 0:00 31.12. по 24:00 1.01. Данные по ХМАО, ЯНАО, Курганской и Свердловской областям.
** - данные за период с 0:00 31.12. по 24:00 1.01.
*** - данные по Челябинской области.
В «МОТИВе» категорически не согласны с тем, что популярность SMS сходит на нет. Об этом свидетельствует статистика этого оператора.
- По мере того, как растет уровень проникновения смартфонов в разы увеличивается и объем потребляемого интернет-трафика. Чтобы поздравить близких с Новым годом, абоненты все чаще пользуются социальными сетями, интернет-месседжерами. Однако стоит отметить, что их SMS-активность от этого не снижается. По нашим прогнозам, в ближайшем будущем эти тенденции сохранятся, - предполагает Алёна Ярушина.
Мобильный Интернет
А вот со спросом на мобильный интернет за этот год произошли серьёзные изменения. В новогоднюю ночь 2014 года этой услугой пользовались в два раза интенсивнее, чем годом ранее. За сутки абоненты скачали 450 Тбайт трафика, в то время как в 2013 году – 210 Тбайт.
Лидерами по приросту трафика год к году стали «Ростелеком» (420%), МОТИВ (265%) и «МегаФон» (61%). Абсолютным лидером по потреблению интернет-трафика стал МегаФон. Его абоненты скачали половину трафика в новогодние сутки.
- Объём интернет-трафика за пять лет в нашей сети вырос в сотни раз. Это связано с запуском стандарта сети 3G от «МегаФона» по всему Уралу, а затем и с началом работы сети 4G, которая доступна уже в семи городах региона. Также рост объемов интернет-трафика связан со стремительным увеличением числа смартфонов и планшетов у пользователей мобильной связи. При этом сейчас никого не удивляет, что у человека может быть и несколько девайсов с SIM-картой, на которой используется мобильный интернет, - отмечает Александра Репьёва.
Интернет-трафик в новогодние сутки на Урале в Тбайт | |||||
2009/10 | 2010/11 | 2011/12 | 2012/13 | 2013/14 | |
Билайн | 3,5 | 15,5 | 25,3 | 54,0 | 86,4 |
МегаФон | 3 | 35,0 | 81,0 | 158,0 | 253,0 |
МОТИВ* | 0,2 | 0,4 | 0,7 | 1,2 | 4,3 |
МТС | 2,0 | н/д | н/д | н/д | 100,0 |
Ростелеком** | 0,8 | 1,8 | 2,2 | 2,2 | 11,3 |
Tele2*** | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д |
* - данные за период с 0:00 31.12. по 24:00 1.01. Данные по ХМАО, ЯНАО, Курганской и Свердловской областям.
** - данные за период с 0:00 31.12. по 24:00 1.01.
*** - данные по Челябинской области.
Значительный рост трафика отмечают и в МТС.
- В течение двух последних лет мы отмечаем изменение парадигмы потребления услуг сотовой связи в новогодние праздники. Если пять лет назад уральцы предпочитали поздравлять друг друга с помощью SMS и звонков, то сегодня все больше абонентов использует для этих целей мобильный интернет, - подчёркивает пресс-секретарь «МТС-Урал» Елена Колычева. - Жители Урала привыкли постоянно находиться онлайн и даже в новогоднюю ночь активно общаются в социальных сетях. Они отправляют электронные письма, смотрят новогодние фильмы и телепередачи с мобильных устройств. В дальнейшем тенденция повышения интереса к интернет-серфингу, по нашим прогнозам, будет расти за счёт увеличения числа пользователей смартфонов, а также развития сетей «четвертого поколения» и роста скорости передачи данных в регионе.
- Основным трендом этих новогодних праздников стало существенное увеличение среднесуточного трафика передачи данных. «Смартфонизация» и «планшетизация» населения продолжается, поэтому можно прогнозировать, что в будущем интернет-потребление в Новый год и последующие выходные будет показывать новые рекорды, - предполагает Андрей Ершов, директор по продажам на массовом рынке ОАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») в уральском регионе.
- Очевиден рост потребления услуг передачи данных. При этом SMS-трафик падает, «уходя» в Интернет (за счет распространения интернет-мессенджеров и соцсетей). Эта танденция будет прослеживаться и в дальнейшем. Что касается голосовых услуг, здесь наблюдается стагнация. На протяжении нескольких лет в Новый год абоненты «Ростелеком-Урал» проговаривают около 100 миллионов минут, - приводят данные представители уральского «Ростелекома».
Подводя итог новогодней активности 2014 года можно отметить стабильную работу всех операторов на Урале. Несмотря на недовольства некоторых абонентов, услуги связи были доступны 99% всех абонентов, включая голосовые вызовы, SMS и мобильный Интернет. При этом последний показал значительный рост спроса по сравнению с прошлым годом. А вот количество отправляемых SMS начинает сокращаться. То ли ещё будет!