За 12 месяцев 2023 года в России было продано более 30 млн смартфонов, что на 25% выше показателей 2022 года. При этом средний чек за год снизился до 22 000 рублей. Такие данные приводят в торговой сети М.Видео-Эльдорадо.
По итогам 2023 года доля китайских производителей достигла своего исторического максимума на российском рынке – более 75% в количественном выражении и порядка 50% в денежном. Впервые в тройке наиболее популярных брендов в штучных продажах в России оказались китайские компании – Xiaomi, Tecno и realme. Далее следуют Samsung, Infinix и Apple. В денежном выражении удерживает лидерство Apple, в топ-5 также оказались Xiaomi, Samsung, Tecno и Realme.
Самые популярные марки смартфонов в России по итогам 2023 года:
1. Xiaomi
2. Tecno
3. Realme
4. Samsung
5. Infinix
6. Apple
Наиболее популярными у российских покупателей в течение 2023 года были смартфоны до 15 000 рублей: на них пришлось 60% продаж в штучном выражении и 25% - в денежном. Несмотря на падение интереса к флагманским устройствам с ценой свыше 50 000 рублей до 10% от общего объёма продаж в штуках, выручка от их реализации составила 40%. Одновременно с этим ритейлеры заявляют оросте спроса на девайсы ультрапремиального класса и складных моделях стоимостью свыше 100000 рублей. В 2023 году на них пришлось 4% выручки, при том что штучные продажи составили 0,005%.
«Прошедший год ознаменовался восстановлением российского рынка смартфонов после турбулентного 2022 года. На позитивную динамику повлиял отложенный спрос, расширение присутствия китайскими производителями, появление новинок и сохранение ассортимента ушедших брендов за счёт импортных операций. Повышенным спросом в прошлом году пользовались смартфоны из начального и среднего ценовых сегментов, при этом сохранился интерес к более дорогим, функциональным и статусным устройствам, где расширяется представленность складных смартфонов. В наступившем году можно прогнозировать усиление конкуренции между китайскими брендами, которые расширяют модельный ряд устройств в популярных ценовых сегментах, включая премиальный. Ожидаем стабилизацию позиций Samsung, при этом доля Apple может сохраниться на прежнем уровне с учётом базы лояльных пользователей», - говорит Сергей Уваров, руководитель департамента «Телеком» М.Видео-Эльдорадо.
Продолжает увеличиваться средняя диагональ приобретаемых россиянами смартфонов – производители удовлетворяют потребность пользователей в большей полезной области для потребления контента и других повседневных задач. По итогам 2023 года она составила порядка 6,5 дюймов (годом ранее она составляла 6,2 дюйма, в 2019 году – 5,4 дюйма).
Запрос на большие дисплеи также отражает активно растущий спрос на складные смартфоны, размер экрана таких девайсов достигает 7,85 дюймов, что сопоставимо с планшетами. Усилению проникновения форм-фактора способствует увеличение ассортимента в обоих типах складных механизмов (раскладушка и книжка), демократизация технологий, адаптация софта, рост смотрения видео и специализированных сервисов, вариативность в программах рассрочки.
Камеры в смартфонах для создания фото и видео или общения продолжают эволюционировать, их возможности являются одним из важных критериев при выборе россиянами девайса. Производители совершенствуют качество съёмки, дополняют камеры новыми функциями, увеличивают количество объективов в модулях, развивают также коллаборации, например, с такими технологическими компаниями как Leica, которые выводят камеры на новый уровень. В 2023 году уже порядка 50% приобретённых смартфонов имели одну фронтальную и три или четыре задние камеры, более 35% устройств оснащены одной фронтальной и двумя сенсорами основной камеры. Среднее разрешение фронтальных камер в проданных устройствах достигло порядка 18 Мпикс, основной модуль камер имеет примерно 45 Мпикс.
Уже более чем 98% проданных в России смартфонов имеют различные биометрические датчики (95% годом ранее). Доля смартфонов с NFC-чипом в общих штучных продажах на рынке за год увеличилась с 70% до 75%. Из других актуальных рыночных тенденций выделяются более широкое внедрение производителями возможности быстрой зарядки устройств, а также увеличение интереса со стороны потребителей к смартфонам с большим объёмом встроенной памяти.