Делать по-настоящему востребованные продукты в области ИТ, телекома и рекламы задача не из лёгких. А если твоими решениями ежедневно пользуются миллионы людей, значит ты делаешь крайне правильные и нужные вещи. Такая история приключилась с сервисом онлайн-телевидения Peers.TV. Разработчик приложения начинал свой путь как подразделение крупного сибирского провайдера, а сейчас может похвастать серией крупных проектов, среди которых собственная OTT-платформа, система доставки видео, мультимедийная экосистема для операторов связи и сервис дистанционного управления рекламой на цифровых экранах. Команда интернет-проекта Yamobi.Ru узнала откуда команда черпает свои идеи, каково работать с крупнейшими федеральными заказчиками и не помешает ли развитию бизнеса запуск платформы «Витрина ТВ».

Peers.TV: как в Сибири делают софт федерального масштаба.

Новосибирск, наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, Казанью и Екатеринбургом входит в пятёрку российских городов по количеству ИТ-компаний. При этом большая часть разработчиков сибирской столицы базируется в Академгородке. Есть, конечно, исключения из этих правил. Одно из них – компания «Инетра». Именно она является создателем популярного сервиса Peers.TV для бесплатного просмотра телевидения на смартфонах, планшетах, смарт ТВ и телевизионных приставках. С 2017 года компания занимается разработкой мультимедийной платформы Movix и ТВ-приставки Movix Pro для провайдера «Дом.ru».

Параллельно с новыми задачами команда «Инетры» продолжает развивать ИТ и видеосервисы крупнейшего новосибирского оператора «Новотелеком» (работает под брендом «Электронный город»).

«Наша компания существует с 2003 года. «Инетра» была одним из первых юридических лиц оператора «Новотелеком». Именно с этого юрлица всё начиналось. В 2010 году «Инетру» выделили в отдельную компанию, и она отошла от «Новотелекома», - рассказывает Ирина Стацуло, директор компании «Инетра».

Тем не менее, именно «Инетра» продолжила отвечать за ИТ-инфраструктуру «Новотелекома». Компания занималась разработкой развлекательных сервисов, системой сопровождения абонентов и некоторых других продуктов.

Компания Инетра.

Онлайн-ТВ Peers.TV.

Онлайн-ТВ Peers.TV

В 2010 году было принято решение создать своё телевидение, которое не будет зависеть от какого-либо оператора.

«Понятное дело, что прав ни на что, ни у кого не было в то время. Что такое OTT ещё никто не понимал, - отмечает Ирина Стацуло. - Сервис мы сделали. Назвали Peers.TV. Когда придумывали название, изначально отталкивались от понятия «персональное телевидение» (personal television), когда весь ТВ-контент собирается под одного вполне конкретного человека».

В компании говорят, что многие идеи, которые рассматривались в то время, было нельзя реализовать. Где-то не было законодательства и где-то не было технологий. Ещё один фактор – слабое распространение конечных устройств (смартфонов, смарт ТВ и т.п.) с выходом в интернет на достаточных скоростях.

Экскурсия по офису компании Инетра.

UX-лаборатория.

К 2012 году «Инетра» запустила приложение практически на всех популярных платформах (Windows, Linux, Android, iOS, WebOS, Tizen). Сейчас Peers.TV - один из самых популярных сервисов онлайн-ТВ в России. Он представлен в вебе, на мобильных платформах iOS и Android, смарт телевизорах LG и Samsung, телевизионных платформах Opera TV и Android EM, ТВ-приставках Dune, Vermax, MAG, Rombica.

Изначально Peers.TV был платным сервисом. Но на момент своего появления «платная модель не зашла», признаются разработчики. В начале 2010-х годов люди в Сибири и в Зауралье не были готовы платить. Понимая эту специфику, в компании решили поменять модель монетизации в пользу рекламной. И она сработала.

«Рекламную модель мы запускали здесь в Новосибирске и далее масштабировали в другие регионы. Прямой продажей рекламы занимался отдел продаж. Они занимаются этим и сейчас. В числе наших партнёров есть все крупнейшие игроки медиарынка, включая оператора Vi, холдинг «Газпром-Медиа», а также разнообразные рекламные платформы», - говорит Ирина Стацуло.

В «Инетре» признаются, что в тот момент приложение не старались выводить за пределы Сибири, потому что это было очень дорого, тяжело, да и во многом непонятно. Через небольшой промежуток времени разработчикам начали поступать запросы от региональных провайдеров. Им хотелось использовать Peers.TV у себя. В этот же период команда «Инетры» запустила сервис телевидения для «Новотелекома», крупнейшего оператора в Новосибирске. Этот проект стал ключевым для обеих компаний. Партнёры стали развивать сервис вместе, обмениваясь данными друг с другом и получая обратную связь от конечных пользователей.

«Многие операторы в Сибири стали использовать Peers.TV. Параллельно с этим мы делали продукт для «Новотелекома». Отдельные кейсы в плане улучшения работоспособности, стабильности и качества мы решали самостоятельно. Обратную связь нам также помогал получать «Новотелеком». В проверке отдельных гипотез нам помогали и продолжают помогать наши пользователи», - вспоминает Евгений Бочков, директор по развитию «Инетра».

Ирина Стацуло, директор компании «Инетра».

В 2017 году Peers.TV впервые в своей истории получил премию «Большая цифра». А в 2018 году сервис взял «Большую цифру» в номинации «Лучший мультискрин сервис OTT».

В настоящий момент Peers.TV пользуется около 1,5 млн пользователей ежемесячно. При этом 40% этой аудитории приходится на сибирские регионы, а 60% - на Москву и другие крупные города России. Помимо этого, у сервиса есть и зарубежная аудитория.

Контент

Что касается специфики контента, доступного пользователям Peers.TV, то это программы 150 телеканалов с возможностью просмотра архива, постановкой воспроизведения на паузу, мультискрина и других сервисов. Также в открытом доступе художественные фильмы, сериалы, мультфильмы, документалистика – все они доступны по модели агрегирования. У Peers.TV есть соглашения с крупными онлайн-кинотеатрами, включая ivi, Megogo и некоторыми другими. В «Инетре» такой формат работы считают наиболее целесообразным с экономической точки зрения.

«Если посмотреть затраты за закупку контента у правообладателей напрямую, это гигантские суммы. Они в разы выше, чем те бюджеты, которые ими зарабатываются. Мы фокусируемся на агрегации контента, разработке удобного пользовательского интерфейса для поиска и навигации. Нам важно, чтобы человек мог быстро и просто найти то, что он хочет посмотреть», - указывает Ирина Стацуло.

Экскурсия по офису компании Инетра.

Экскурсия по офису компании Инетра.

Технология доставки видеоконтента ByteFog

В 2018 году «Инетра» представила собственную систему доставки видеоконтента по сети. Технологию назвали ByteFog. Это система peer-to-peer транспорта видео, которая позволяет снижать трафик до 80% без потери качества. Использование ByteFog позволяет операторам значительно экономить на трафике и при этом транслировать видеоконтент в максимальном качестве.

«На момент анонса ByteFog был уникальной технологией. Никто этого не делал. Были похожие системы у CDNvideo, у «Медиалогистики», у «Телетаргета», но они работали по-другому и не давали результата», - подчёркивает Ирина Стацуло.

В «Инетре» рассказывают, что работают в тесной кооперации с Национальным Рекламным Альянсом (структура НСК) и все технологии отрабатываются совместно. В частности, Peers.TV стал первым сервисом в России, где появились врезки рекламы в рамках онлайн-ТВ.

Благодаря партнёрству с ГПМ и НСК пользовали Peers.TV получают официальные и легальные версии всех мультиплексовых каналов.

Евгений Бочков, директор по развитию «Инетра».

Будущее OTT-телевидения

На сегодняшний день у Peers.TV нет задачи вложения огромных денег для привлечения аудитории. В первую очередь это связано с потенциальным использованием единого плеера для трансляции 20 федеральных каналов «Витрина ТВ» в онлайне.

«Наш сервис очень сильно завязан на этот законопроект (закон о едином и единственном распространителе эфирных телеканалов в интернете и на OTT-платформах – прим. ред.). Если его примут в том виде, в котором это есть сейчас, то Peers.TV придётся полностью переработать. Мы уже прорабатываем самые разные идеи и варианты трансформации. Думается, что на этот процесс у нас есть год. Хочу обратить внимание, что нас беспокоит не сам приход «Витрины ТВ», а использование таких инструментов, которые не позволят OTT-операторам развиваться, - указывает Ирина Стацуло. - SDK «Витрины ТВ» мы тестируем почти год и за это время фиксируем крайне негативное влияние на качество нашего продукта. Выпускать его в таком виде просто нельзя. Также есть вопросы, как будут распределяться доходы от трансляций. Здесь единства нет даже у «Национальной Медиа Группы» с другими игроками рынка, включая группу «Газпром-Медиа», крупных операторов связи и онлайн-кинотеатры».

Между тем в «Инетре» отмечают, что 60-70% всего телесмотрения приходится на каналы из двух эфирных мультиплексов. Прекращение их трансляции может серьёзным образом сказаться на уменьшении аудитории OTT-сервисов и онлайн-сервисов.

Рекламные проекты

Есть среди продуктов «Инетры» и весьма специфические. Так, компания занимается разработкой и развитием рекламных инструментов в онлайне. А в 2018 году к команде разработчиков обратился третий по размеру оператор наружной рекламы в России «Дизайнмастер». Заказчику хотелось сделать показ рекламы на медийных экранах более управляемым и таргетированным.

«Принимая во внимание всю сложность и консервативность рынка наружной рекламы, и тот опыт, который у нас был с интернет-рекламой, мы решили, а почему бы не попробовать и не привнести наш опыт из интернет-рекламы в наружку, - вспоминает Ирина Стацуло. - В августе 2018 года мы провели переговоры с инвесторами, обсудили и приняли решение, что сделаем продукт. А в сентябре мы уже запустили его».

DRON - сервис размещения рекламы на сети цифровых билбордов в 20 городах России.

DRON - сервис размещения рекламы на сети цифровых билбордов в 20 городах России.

С осени 2018 года у «Дизайнмастера» появилась полностью управляемая система размещения рекламы на диджитальных щитах. Помимо алгоритмов таргетирования, создания аудиторий, как это есть в классической онлайн-рекламе, и непосредственного мониторинга показов, платформа получила полную интеграцию с платежами, заключением договоров, загрузкой интерактива (видеороликов), юридический контроль и аналитику эффективности размещения.

В ноябре 2018 года «Инетра» открыла доступ к платформе уже для всего рынка. Система получила название DRON. В настоящее время платформа представляет собой облачный сервис размещения рекламы на сети цифровых билбордов в 20 городах России в режиме реального времени.

Люди

Офис «Инетры» находится в самом центре Новосибирска. К слову, с 24 этажа открывается шикарный вид на город.

Офис компании Инетра в Новосибирске.

Офис компании Инетра в Новосибирске.

В компании работает всего 60 сотрудников. Помимо чисто разработчиков, продуктологов, контентщиков и тестировщиков в это число входят специалисты по рекламе, отдел продаж, маркетинга и администраторы. Все они работают в Новосибирске. Специалистов, которые бы работали на удалёнке, нет.

Отдел разработки компании Инетра.

Тестирование платформы онлайн ТВ.

В общении с рядовыми сотрудниками становится понятно, что они любят дело, которым занимаются. Во многом это связано с востребованностью разработанных ими продуктов и интересными задачами.

«Вообще наш подход – это желание человека. Не всегда он, приходит к нам со знанием, потому что знаний на этом рынке не так много, особенно когда это касается Новосибирска. Но если человек «горит», его можно научить всему, - уверяет Ирина Стацуло. И в команду мы привлекаем именно «горящих» людей. Если к нам придёт специалист самого высокого уровня, грубо говоря, за деньгами, а не на проект, вряд ли мы будем с ним работать».

«Нам важно, чтобы это были не просто кодеры, а ребята, которые заинтересованы в продукте. Важно, чтобы все в команде думали про бизнес и в первую очередь о показателях, о пользователях и т.п. Если спросить каждого сотрудника, то все расскажут, для чего мы делаем, куда идём, каких целей добиваемся, - говорит Евгений Бочков. - Они живут этими продуктами. Иногда у нас бывают случаи, когда одного специалиста нужно перевести на работу по другому проекту. Для ребят это целая трагедия. Они говорят: «Как же я оставлю свой продукт!». Так и работаем».

«Инетра» занимается управлением коворкингом «Простор», который располагается в то же здании, что и собственный офис. На его базе планируется развивать ИТ-биржу, ИТ-клуб и ИТ-школы как под собственные проекты, так и под проекты сторонних заказчиков. Подробности можно прочитать в нашем материале.

Офис компании Инетра в Новосибирске.

Отработавшая своё техника.

Партнёрство с «ЭР-Телекомом» и платформа Movix Pro

Одним из ключевых проектов последнего времени помимо разработки и сопровождения медиаплатформы для «Новотелекома» стало партнёрство с федеральным оператором «ЭР-Телеком», который работает под брендом «Дом.ru».

Первый контракт с «ЭР-Телекомом» был заключён в августе 2017 года. Соглашение касалось разработки телевизионной приставки Movix Pro. Во многом это стало признанием успешности работы, которую вела «Инетра» для «Новотелекома». К тому времени «ЭР-Телеком» стал собственником «Новотелекома» (сделка была закрыта в январе 2017 года).

Обсуждение текущих задач в рамках проекта Movix Pro.

Тестирование платформы Movix Pro.

Стоит отметить, что Новосибирск – это единственный в России регион, где «ЭР-Телеком» после покупки регионального оператора присоединил свой филиал именно к приобретённому активу, а не наоборот. При этом бренд «Дом.ru» постепенно был выведен из оборота. В нейминге используется бренд «Новотелекома» – «Электронный город».

Задача «Инетры» в рамках проекта Movix Pro – разработка и развитие. В команду входит 6 человек. Она отвечает за программную часть приставки. Помимо этого, на сотрудниках лежит тестирование и сборка. Работу координируют сотрудники «ЭР-Телекома». В работе над Movix Pro используются и UX-исследования, которые позволяют дать обратную связь группе разработчиков.

Направлениями для развития приставки и самой медиаплатформы в «Инетре» называют сервисы виртуальной реальности, усиление алгоритмов рекомендаций, партнёрство с Google и появление специальных приложений под Android TV, на котором работает сервис. Также в работе платформы может быть использована технология ByteFog. В этом случае контент может транслироваться не только с сервера провайдера, но и с рабочего компьютера пользователя, который смотрит контент прямо сейчас. Все эти возможности прорабатываются «Инетрой» с «ЭР-Телекомом».