На рынок компьютерного ритейла Екатеринбурга приходит еще один «Белый Ветер» – федеральная сеть магазинов электроники «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ». Чем новый «ветер» отличается от существующего, и уживутся ли оба бренда на уральской земле, выяснял корреспондент нашего интернет-издания.

В начале августа в торговом комплексе «МЕГА» открылся новый магазин компьютерной техники и электроники «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ». И все бы ничего, но на екатеринбургском рынке компьютерного ритейла уже работает компания «Белый Ветер - Екатеринбург».  Она также занимается продажей компьютерной техники и электроники. Единственное, у него нет приставки «цифровой». Внешний вид местного и федерального «Белого Ветра» также серьезно отличается.

Что же известно о «Белых Ветрах»?

БЕЛЫЙ ВЕТЕР ЦИФРОВОЙ

Компания была создана в 1991 году. В 1992 году одной из первых познакомила российских потребителей с ноутбуками. В 1994 году компания «Белый Ветер» открыла первый в России компьютерный супермаркет в Москве, работающий на уровне западных стандартов. В августе 2001 года компании «Белый Ветер» была передана в оперативное управление торговая сеть компьютерных магазинов «Компьюлинк». В июле 2002 «Белый Ветер» выкупил все ее активы.

В 2004 году торговая сеть провела серьезные изменения в своем рыночном позиционировании - ребрендинг. Ребрендинг позволил превратить обычные компьютерные магазины в необычные уголки цифровой техники. Помимо стандартных компьютеров существенно расширился ассортимент предлагаемых товаров. Ребрендингом занимались ведущие мировые специалисты, в частности мировой лидер в области ритейл-дизайна компанией Fitch. Именно в это время имя торговой сети изменилось. Компания стала называться «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ».

Оформление магазинов федеральной сети «Белый ветер ЦИФРОВОЙ» в Екатеринбурге.

В ближайшее время планируется расширение торговой сети «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ» в такие российские регионы как Башкирия, Урал, Черноземье.

Первый магазин за пределами Москвы открылся в 2005 году в Ярославле. В 2006 году компания вышла на региональные рынки Казани, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Калуги. В 2007 году продолжилась экспансия в города Набережные Челны, Нижнекамск, Ростов-на-Дону и в Новосибирск. В 2008 году были открыты магазины в Челябинске, Уфе, Кургане и других.

 В середине 2007 года у компании появились стратегические партнеры - фонд прямых инвестиций Volga River One Capital Partners и группа компаний Domo. После привлечения инвестиционных партнеров основной стратегической целью компании «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ» на ближайшие годы стало опережающее рынок развитие сети как с точки зрения регионального покрытия и увеличения оборота, так и с точки зрения финансовой и операционной эффективности бизнеса.

Каждый магазин «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ» выполнен в традиционном формате розничной сети и в соответствии с концепцией Digital Lifestyle. Екатеринбург не стал исключением из правил. Дизайн магазина выполнен английской компанией Fitch, признанным лидером на рынке ритейл-дизайна. Торговля ведется по инновационной технологии продаж, успешно реализованной в лидирующих мировых сетях цифровой техники. В ее основе - открытая выкладка товаров, позволяющая покупателям самостоятельно оценить все преимущества приобретаемого устройства и сделать правильный выбор. К услугам покупателей - удобная навигация, с помощью которой легко ориентироваться в магазине, просто найти нужный товар и можно максимально быстро оформить покупку.

В настоящее время сеть «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ» насчитывает 86 магазинов в самых крупных городах России. «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ» уже 1,5 года работает в Челя бинске [два магазина]. С августа в их число входит и Екатеринбург.

БЕЛЫЙ ВЕТЕР ЕКАТЕРИНБУРГ

Компания «Белый Ветер – Екатеринбург» была создана в 1995 году как дочернее предприятие московского «Белого Ветра», который и стал впоследствии «цифровым». В Екатеринбурге это был первый и единственный компьютерный магазин такого уровня. Главным направлением были портативные компьютеры от ведущих мировых производителей.

В 1996 году «Белый Ветер» по причине финансовых проблем привлек к участию в инвестировании и управлении екатеринбургского магазина своего регионального партнера – АООТ «Уральское медицинское страхование». Ему досталась доля 50%. За «москвичами» оставалась вторая половина. В дальнейшем екатеринбургский партнер несколько раз менял название и организационно правовую форму. В настоящее время он называется ООО «УМС-Инвест» и принадлежит некому Константину Куреша.

По условиям партнерского договора магазин должен был соблюдать формат торговой сети, но по разным причинам это условие не было выполнено. В 1998 году региональный магазин вышел из под контроля правообладателя торговой марки «Белый Ветер». Реакцией на это событие стало судебное разбирательство. Конечной целью федералов было лишение права использовать торговую марку «Белый Ветер» в Екатеринбурге компанией ООО «Белый Ветер – Екатеринбург».

В 2002 году федеральная сеть выиграла несколько судебный процессов по защите своих законных прав на товарный знак «Белый Ветер». А территориальный отдел Министерства по антимонопольной политике Свердловской области возбудил дела в отношении ООО «ДВМ – Урал» и ООО «Уральский сервис», которые позиционировали себя совместно с ООО «Белый Ветер – Екатеринбург» торговой сетью Белый Ветер». Кроме того, были вынесены предписания, убрать с вывесок екатеринбургских магазинов название «Белый Ветер». Но они так и не были выполнены.

В настоящее время под брендом «Белый Ветер - Екатеринбург» работают три арендатора в статусе индивидуальных предпринимателей, однако ни один из них не имеет прямого отношения к спорному бренду.

ШОУ ДВОЙНИКОВ

С точки зрения рынка получается весьма интересная ситуация. Фактически бренд один, а компаний целых две.

В августе 2009 года противостояние получило новый виток. Причина тому – выход федерального «Белого Ветра» на рынок Екатеринбурга. Москвичи подали заявление в антимонопольную службу по факту нарушения статьи «О защите конкуренции» к ООО «Белый Ветер – Екатеринбург» и трем арендаторам [ИП Антонова А.М., ИП Васенина С.И., ИП Кохана Я.В.], которые работают на территории магазинов. Главной целью является отказ местных игроков от бренда «Белый Ветер» и выплата неустойки за все годы работы под этой маркой. Что касается финансовых претензий, то они уточняются.

Компания «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ» планирует в течение ближайших двух лет занять 10-12 % рынка уральского цифрового ритейла.

Суд завершился для федеральной структуры неудачно, но «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ» 1 сентября будет обжаловано решение в Арбитражном суде Свердловской области. К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО «Белый Ветер – Екатеринбург», ИП Антонова А.М., ИП Васенина С.И., ИП Кохана Я.В.

- Две торговые точки, работающие под вывеской «Белый Ветер» не имеют никакого отношения к нашей сети «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ». – Никакого франчайзингового или лицензионного договора об использовании товарного знака с указанными индивидуальными предпринимателями и ООО «Белый Ветер – Екатеринбург» нет. Уверен, что суд в ближайшее время вынесет соответствующие решения по этому поводу, - говорит генеральный директор компании «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ» Илья Тимченко.

Масло в огонь подливает российское законодательство в области торговых марок и фирменных наименований. Дело в том, что фирменное наименование может пересекаться и совпадать до степени смешения только у предприятий, не осуществляющих сходную деятельность. Формально в случае с «Белым Ветром» нарушения закона нет. Региональная компания занимается сдачей в аренду помещений, а федеральная  - занимается компьютерным ритейлом. Но тогда возникает спорный момент относительно правомочности вывесок «Белый Ветер».

Кроме того, как сообщили нашему корреспонденту в пресс-службе «Белого Ветра ЦИФРОВОГО», «через ООО «Белый Ветер – Екатеринбург» за последние 10 лет не прошло ни одной финансовой операции. Получается, что предприятие вообще не занималось никакой деятельностью. Бухгалтерия чиста».

Получить какие-либо конкретные комментарии от представителей «Белого Ветра – Екатеринбург» и основного совладельца Константина Куреша нам не удалось.

Ситуация с двойниками пока остается в подвешенном состоянии.