Ассоциацию компаний интернет-торговли (АКИТ) для борьбы с "серым" рынком и монополией поисковиков, которые сейчас в одиночку формируют отношение к интернет-торговле у потребителей, создали российские ритейлеры, пишет Финмаркет.
В настоящее время в состав ассоциации входят 12 компаний, сообщил генеральный директор онлайн-ритейлера Enter Сергей Румянцев, избранный президентом АКИТ, на пресс-конференции в понедельник в Москве. Кроме Enter членами ассоциации стали Е5 (интернет-подразделение Х5 Retail Group), "М.Видео", "Детский мир", Media Markt - Saturn, "Эльдорадо", "Ютинет", "Белый ветер Цифровой", "Авирса", Wikimart, Mallstreet.ru, KupiVIP.
По прогнозу С.Румянцева, в ближайшее время к ассоциации присоединится примерно еще столько же участников.
Планируется, что компании, входящие в состав АКИТ, будут продавать товары через интернет с использованием специального товарного знака ассоциации. По замыслу создателей АКИТ, этот "знак качества" будет служить ориентиром для покупателей.
Гендиректор Enter сообщил, что в данное время происходит формирование управляющих органов, есть идея создания бренда ассоциации. Также в ближайшее время будут выработаны стандарты, которыми будут отличаться игроки, вступившие в ассоциацию, от остальных интернет-игроков, добавил он.
Стандарты обслуживания для компаний-членов ассоциации будут разработаны в ближайшие месяц-полтора, сказал С.Румянцев. Они будут регламентировать сроки доставки и возврата товаров, а также способы оплаты.
Ассоциация будет отвечать за своих участников - за выполнение ими своих обязательств перед потребителями. "Мы будем вырабатывать правила, которые просто гарантируют безопасность и доверие", - сказал С.Румянцев.
Он добавил, что ассоциация создаст стандарты качества обслуживания и будет доводить эти стандарты до потребителя.
По его словам, сейчас отношение к интернет-торговле формируются "одной-двумя поисковыми системами". При этом в "формировании отношения никак не задействованы непосредственные участники - те, кто делает интернет-магазины, осуществляет доставку, поставщики. Нет - упало три-четыре претензии на "Яндекс", получил свою единичку, двоечку, троечку (речь идет о системе оценки на "Яндекс.Маркете" - количестве звезд от одной до пяти) - и все".
"Очень странно, что один игрок, пусть и такой крупный, определяет отношение к интернет-торговле. Это ненормально. На мой взгляд, нам посредники не нужны. Единственное, что должен предоставлять "Яндекс", Google и другие поисковики - это объективная информация", - сказал С.Румянцев.
Он пояснил, что речь идет об объективной информации о сайтах, услугах, цене. "Сейчас, конечно, можно верить в объективность, но она непроверяема - мы не понимаем, как это происходит. И другой информации у потребителя нет. Мы хотим создать другое информационное поле и доносить до потребителей другие вещи, которые "Яндекс" не доносит", добавил он.
Создание отраслевой ассоциации должно помочь ритейлерам преодолеть зависимость от поисковой системы. "Эта ассоциация поможет нам плодотворно выстраивать отношения с поисковыми системами, которые на текущий момент, по сути, представляют собой интернет для большинства пользователей. Именно поисковые системы формируют предложение для конечного потребителя", - сказал гендиректор холдинга "Авирса" Валерий Маслов.
По словам С.Румянцева, компании, входящие в АКИТ, могли бы помечаться значком ассоциации на "Яндекс.Маркете". "Тут вопрос в том, либо у них будет свой Trusted shops, а у нас свой (Trusted shops - европейский знак качества для онлайн-ритейлеров). Либо нам все-таки удастся договориться, что это будет чем-то единым", - сказал генеральный директор компании "Ютинет" Михаил Уколов.
"Если оценить вероятность - две трети, что нам удастся договориться, что это будет единый бренд", - добавил он. Он также отметил, что в настоящее время "Яндекс" думает, как модернизировать "Яндекс.Маркет", "уйти от сравнения цен и дать возможность более крупным игрокам чуть больше зарабатывать".
Как говорится в материалах, представленных на конференции, объем рынка интернет-торговли в РФ по итогам 2011 года составил примерно 320 млрд рублей, что на 30% больше, чем годом ранее. Уровень проникновения интернета в России по итогам прошлого года достиг 44,3%.
По различным оценкам, доля теневого рынка в зависимости от категории товара, может доходить до 70%, что связано с высокой долей оборота наличных, непрозрачности операций, связанных с закупкой и продажей товаров.
Так, по оценке С.Румянцева, на долю "серых" игроков приходится не более 10-15% рынка электроники и бытовой техники. На интернет-рынке торговли этими товарами не более 10-15% приходится на "белых" продавцов, считает М.Уколов.