Активный рост зрителей российских онлайн-кинотеатров, который фиксировался в марте и апреле 2020 года на фоне самоизоляции и карантина по коронавирусу, сменился сокращением пользователей. По данным SimilarWeb, в мае отток аудитории сервисов просмотра фильмов, мультфильмов, сериалов и прочего видеоконтента составил 20–30%. Аналитики связывают такое положение дел с постепенным снятием карантинных мероприятий и летней погодой в большинстве регионов России. Кроме того, часть пользователей посмотрела интересующий контент и не стала продлевать подписку на платной основе.

Онлайн-кинотеатры столкнулись с оттоком пользователей в мае.

По данным сервис SimilarWeb, который учитывал просмотры на компьютерах и смартфонах без Smart TV и мобильных приложений, с начала мая крупнейшие онлайн-кинотеатры начали фиксировать существенный отток аудитории. Согласно статистике сервиса, аудитория Ivi в мае снизилась на 8% к уровню апреля, у Premier — на 6%, у Okko — на 22%, у Wink — на 20%, у more.tv — на 23%, у Start — на 32%. Падение аудитории последовало последовал за резким ростом в марте—апреле, когда видеоплатформы предложили бесплатный доступ к контенту на период карантина и самоизоляции по коронавирусу.

В марте и апреле фиксировался 30-50% рост количества ативных пользователей видеосервисов по сравнению с январем-февралём 2020 года. Однако, многие из тех, кто оформил бесплатную подписку, спустя месяц не стали продлевать её на платной основе. Главная причина - люди посмотрели весь контент, который хотели, поясняют участники рынка.

По мнению экспертов, статистика акционных предложений говорит о том, что после специальных предложений остается 10–15% привлеченной аудитории, и в этом нет трагедии для сервисов. Важную роль сыграло постепенное ослабление карантинных мероприятий, а также тёплая погода в большинстве регионов России. Люди предпочли отправиться на природу, за город и на дачу.

В период карантина многие онлайн-кинотеатры действительно шли на демпинг, и через два бесплатных месяца зритель уже не понимает, почему он вдруг должен платить за штучный контент или подписки, в которых уже просмотрены все новинки, говорит гендиректор Megogo в России Виктор Чеканов.

Онлайн-кинотеатры.

На Wink приток пользователей от акций с бесплатным доступом дал рост просмотров платного контента, отметили в пресс-службе «Ростелекома», который владеет сервисом. «Из тех пользователей, которые пришли смотреть только бесплатный контент, отсеялось примерно 20%, когда они его насмотрелись. Однако, рост пользователей, оплачивающих контент, составил более 10%»,— заявили в «Ростелекоме».

Представители сервиса more.tv заявили, что общий трафик и просмотры действительно немного сократились, но выросло число платных подписчиков. Снижение аудитории в мае зафиксировали и в сервисе Start. По словам гендиректора компании Юлии Миндубаевой, в основном снижение пришлось на Смарт ТВ и десктопы, но это сезонное явление.

Около 80% пользователей Okko смотрят его на Смарт ТВ, так что SimilarWeb не даёт полной картины, заявили в пресс-службе онлайн-платформы. «В то же время сезонность традиционно оказывает влияние на смотрение. В теплое время года пользователи потребляют меньше мультимедиа-контента»,— заявляют в Okko.

Смарт ТВ.

По словам директора по стратегии Ivi Ивана Гринина, с середины марта смотрящая аудитория значительно выросла, а платящая превысила 3 млн человек в месяц. Информация об оттоке у Premier не соответствует действительности, подчеркнул его представитель. Май для платформы стал одним из рекордных месяцев по просмотрам из-за нового контента.

Примечательно, что параллельно со снижением аудитории онлайн-сервисов в мае люди стали реже смотреть телевизор. По данным Mediascope, если в апреле среднесуточное время просмотра телевидения достигало 269 минут, то в мае показатель был уже 241 минуты. За месяц снижение составило 28 минут в сутки.

По оценкам TelecomDaily общая платящая активная аудитория онлайн-кинотеатров в России до пандемии составляла около 6,5 млн, сейчас — 7 млн.