Однако само радио переживает на своей родине непростые времена: в эфире осталась единственная радиостанция, доступная большинству населения — «Радио России». Судьба общероссийского радиовещания может решиться в ближайшие дни — до 15 мая Минкомсвязь должна представить в правительство РФ предложения по развитию «большого радио».
Сегодня в России отмечается День радио, профессиональный праздник работников всех отраслей связи. Это праздник был установлен в честь дня, когда в 1895 году русский инженер Александр Попов продемонстрировал на заседании физического отделения Русского физико-химического общества свое изобретение — беспроводной телеграф, ставший первой действующей радиосистемой в мире.
Сейчас радио переживает на своей родине непростые времена: с одной стороны, в России действуют более 2800 лицензий на радиовещание, в стране работают более 50 крупных радиостанций; с другой стороны — в эфире осталась единственная радиостанция, доступная большинству населения, включая сельские и отдаленные местности — «Радио России». Судьба мощного общероссийского радиовещания может решиться в ближайшие дни — до 15 мая Минкомсвязь должна представить в правительство РФ предложения по развитию «большого радио». От этого зависит, будет ли возобновлена в том или ином виде работа по созданию систем общероссийского радиовещания, исключенная из госпрограмм в прошедшем году.
Как слушают радио в России
Высказываемое порой мнение о том, что радиовещание становится неактуальным с развитием новых медийных технологий несколько преувеличено. Согласно результатам опроса ВЦИОМ, проведенного в ноябре 2012 года, у 76% или 88 миллионов россиян есть хотя бы один радиоприемник.
При этом в приемниках, которыми владеют граждане, представлены все диапазоны частот, на которых вещают радиостанции в России. Однако преобладает среди всех диапазон FM — его поддерживают 82-91% радиоприемников, в зависимости от их типа (стационарные, переносные, автомобильные и т.д.). При этом преобладание в приемных устройствах диапазона FM, в котором вещает подавляющее большинство радиостанций в России, с каждым годом нарастает за счет увеличивающегося распространения автомобильных приемников — их доля в общем количестве российских радиоприемников выросла с 26% в 2010 году до 35% в 2012 году. Это происходит из-за того, что более 80% автомобильных приемников способны принимать передачи в FM, тогда как в других диапазонах — только 20-32% таких устройств.
При такой распространенности приемной радиоаппаратуры не удивительно, что радио в России слушает большинство граждан старше 12 лет. Однако тут следует оговориться, что имеющиеся статистические данные позволяют получить информацию об этом показателе только для городов с населением более 100 тысяч человек: в более мелких населенных пунктах радиоаудитория регулярно практически не изучается, на причинах и следствиях чего мы остановимся ниже.
По данным исследовательской компании ТНС, во II полугодии 2012 года в российских городах с населением 100 тысяч человек и более ежедневно слушали радио 62-65% взрослых жителей, а хотя бы раз в неделю — 90%. При этом если и наблюдается некоторое снижение радиоаудитории, то оно небольшое: в 2010 год ежедневных слушателей было 64-72%, в зависимости от величины города.
Кого где слышно
Практически весь эфир коммерческого радиовещания в России занят радиостанциями, работающими в FM-диапазоне. Всего их более 50, и крупнейшие из них сосредоточены в крупных медиахолдингах.
По числу входящих в них радиостанций лидируют «Европейская медиагруппа» (Европа Плюс, Ретро FM, Радио 7, Кекс FM, Радио Рекорд, Спорт FM), «Русская Медиагруппа» (Русское Радио, DFM, Радио Монте-Карло, Hit fm, Maximum), «Газпром-Медиа» (Эхо Москвы, Сити FM, Детское радио, Relax FM, Comedy Radio), «Проф-Медиа» (Авторадио, Юмор FM, Радио Energy, Радио Romantika) и «Мультимедиа Холдинг» (Наше Радио, Радио Best FM, Rock FM, RU. FM). Им же принадлежат наиболее популярные радиостанции. В число крупнейших входит также государственная копания ВГТРК, однако в последнее время ее положение в радиоэфире существенно изменилось, что непосредственно связано в проблемами общероссийского радиовещания, о которых будет сказано отдельно.
В 2012 году наибольшую долю — 20% — российских радиослушателей привлекли станции, входящие в «Европейскую медиагруппу», за ней с примерно равными долями — 12-13% — следуют радиостанции «Русской Медиагруппы», «Проф-Медиа» и ВГТРК. Однако для последней эта доля в 2013 году сильно уменьшится в связи с предпринятыми компанией в марте шагами.
Наиболее популярными в 2012 году радиостанциями в России, по показателю текущего слушания (ВЦИОМ), были «Русское радио» (14% аудитории), «Европа плюс» (11%), «Авторадио» (10%), «Маяк» (9%), «Радио Шансон» (8%), «Радио России» (7%), «Дорожное радио» (5%). Остальные радиостанции собирали менее 5% общероссийской аудитории. Обращает внимание достаточно высокие позиции государственных станций «Маяк» и «Радио России», однако в этом году для «Маяка» все изменится.
В Москве расклад популярности, как свидетельствует аналогичный показатель ТНС, был в прошедшем году практически таким же, только радиостанции в первой семерке несколько поменялись местами по сравнению с общероссийским рейтингом, да еще в нее попали «Ретро FM» и «Радио Дача» вместо «Маяка» и «Дорожного радио».
Замолчит ли радио в деревнях?
Исходя из представленных выше цифр, складывается впечатление о широком распространении радиовещания в России. Это, в целом, так и есть, однако это распространение крайне неравномерно. Причина в том, что большинство из 50 крупных радиостанций, вещающих в FM-диапазоне, слышны в крупных же городах, за пределами которых количество доступных слушателям радиопрограмм резко падает.
До последнего времени это компенсировалось вещанием практически на всю территории страны на длинных (ДВ) и средних (СВ) волнах двух государственных радиостанций — «Маяк» и «Радио Россия». Однако ВГТРК 14 марта прекратила финансирование вещания «Маяка» на этих волнах, вследствие чего эта радиостанция осталась в эфире только нескольких десятков городов в FM- и УКВ-диапазонах. В результате, в большинстве сельских и удаленных районов слышать «Маяк» теперь нельзя.
В «большом» общероссийском эфире осталась теперь лишь одна станция — «Радио России». В то же время, на Россию в настоящее время, по данным Роспечати, на длинных и средних волнах вещают более 50 зарубежных радиостанций с общим объемом вещания не менее 170 часов в сутки.
Причина, по которой ВГТРК, сократила вещания «Маяка» в СВ- и ДВ диапазонах — нерентабельность сети мощного радиовещания, обеспечивающего передачу в этих диапазонах. Эта сеть, по данным Минкомсвязи, практически полностью выработала свой технический ресурс, поэтому требует больших затрат на ее содержание, которые не окупаются. Поэтому «Российская телерадиотрансляционная сеть» (РТРС) в 2012 году понесла убыток более 1 миллиарда рублей от эксплуатации этой сети. Ранее большие надежды возлагались на программу модернизации мощного радиовещания в России, на которую планировалось выделить из госбюджета 13,7 миллиардов рублей. Однако решением правительства, летом 2012 года эти работы и их финансирование были изъяты из государственных программ.
Если события будут так же развиваться и дальше, то в перспективе из дальнего эфира вслед за «Маяком» может уйти и «Радио России» по тем же причинам. И тогда «большого радио» в России не останется.
Есть ли надежда?
Тем не менее, для мощного радиовещания в России на сегодня не все потеряно. Согласно распоряжению премьер-министра Медведева, Минкомсвязь должна до 15 мая представить в правительство предложения по развитию «большого радио». Детали этих предложений на сегодня неизвестны. В то же время, по расчетам РТРС, общий объем инвестиций, требующихся для модернизации сети мощного радио, составляет 7,8 миллиардов рублей.
Если Минкомсвязь в своих предложениях подержит идею модернизации за счет средств бюджета системы мощного радиовещания в России, а правительство одобрит их, то радио в нашей стране можно будет слушать, как прежде, и в деревнях, и в тайге, и на степной дороге. В противном случае реальных перспектив у «большого радио» в России практически нет.
Правда, в целях работы Минкомсвязи, обнародованных ведомством, указано, что к 2018 году должны быть доступны слушателям 50 радиоканалов в любой точке страны, включая все дороги. Однако, как, на основе какой технологии и на какие деньги это планируется сделать — неизвестно. Специалистами высказывалось мнение, что для достижения этой цели может быть использовано спутниковое радиовещание. Но сколько и каких спутников придется задействовать — это не обсуждалось даже теоретически. А в марте та же Минкомсвязь разработала предложения по изменению предназначения ряда диапазонов частот, согласно которым, в частности, диапазон 2300-2400 МГц в котором может работать спутниковое радиовещание, передается для использования сетями беспроводного доступа LTE. Это, по мнению специалистов РТРС, ставит под сомнение даже теоретическую возможность создания сети спутникового радио в России.
А между тем радиовещание — это вопрос не только развлечения, но и «уровня информационного суверенитета» страны, как отмечается в отраслевом докладе Роспечати.
// Взято с ttp://digit.ru/telecom/20130507/401237972.html#ixz....