Уже в феврале мобильные телефоны, ноутбуки и другая техника могут подорожать, а отдельные модели вообще исчезнуть с прилавков магазинов. Причина тому, нормы нового таможенного союза между Россией, Беларусью и Казахстаном, действующие с 1 января 2010 года. Пока чиновники решают вопрос с пересечением границы, на таможне скапливаются партии мобильных телефонов, цифровой техники и другого высокотехнологичного оборудования.

Телефоны подорожают.

С нового года вступили в действия номы таможенного союза между Россией, Беларусью и Казахстаном в отношении сотовых телефонов, ноутбуков, Bluetooth-гарнитур и другой техники, содержащей алгоритмы шифрования. Для того чтобы ввести это оборудование, необходимо пройти процедуру, так называемой, нотификации, то есть получение официального разрешения на пересечение границы. Но, как это у нас часто бывает, в новых нормах четко не прописали, какое государственное ведомство за это отвечает.

- После нового года на таможне неожиданно потребовали написать заявление на нотификацию. На вопрос «куда?» ответили - в уполномоченный орган, - рассказывает поставщик мобильных телефонов.

Представитель компании говорит, что первым делом обратились в ФСБ, но там сказали, что писать им письмо бесполезно - нужных полномочий у службы нет. Тогда импортер обратился в Минпром, но там рекомендовали написать письмо с вопросами в правительство. «Мы все равно отправили запрос в ФСБ», - говорит он. И на днях таможня проинформировала, что компания обратилась по адресу. Сотрудники просто не сразу разобрались. В интервью Newsweek сотрудник ФСБ рассказал, что служба готова заниматься нотификацией и что в работе уже находятся два запроса от импортеров. «Мы никому не отказали, вопрос решится в течение десяти дней», - говорит он.

Стоит отметить, что вопросами контроля технических средств шифрования и криптографической защиты в России занимается Федеральная служба безопасности.

 С нового года вступили в действия номы таможенного союза между Россией, Беларусью и Казахстаном в отношении сотовых телефонов, ноутбуков, Bluetooth-гарнитур и другой техники, содержащей алгоритмы шифрования.

Между тем на прошлой неделе, когда начались проблемы с импортом оборудования, все компании стали переводить груз из таможни Шереметьево в Домодедово. Там можно было договориться. Компании заполняли таможенную декларацию, где указывали, что телефоны не имеют функции шифрования, что было заведомой неправдой. «После того как ситуация с уведомлениями прояснится, могут начаться проблемы», - переживает один из участников рынка.

В магазинах и супермаркетах электроники пока спокойно, но это состояние достаточно зыбкое.

- Никаких проблем с поставками продукции нет. Импортом товаров занимаются вендоры, - рассказывает PR-директор розничной сети «Связной» Елена Ноготкова.

- Мы заметили, что в январе позже начали поступать телефоны. Это касается всех производителей. У нас есть дефицит по некоторым позициям телефонов. Сейчас мы получили партию, надеюсь, ее хватит, - отмечает генеральный директор «Евросети» Александр Малис.

 Из-за того, что нотифицированные товары начнут импортироваться через 10 дней, может возникнуть серьезный дефицит и мобильные телефоны подорожают.

По словам г-на Малиса, из-за того, что нотифицированные товары начнут импортироваться через 10 дней, может возникнуть серьезный дефицит. В конечном этоге это может отразиться и на цене мобильников.

Еще одной жертвой таможенного союза оказались операторы мобильной связи, которые ввозят оборудование для своих сетей «третьего поколения». Дело в том, что оно также содержит модули, имеющие функцию шифрования данных.

По информации газеты «Коммерсант», на Владивостокской таможне остановился процесс таможенного оформление оборудования Huawei, предназначавшегося для строительства сетей 3G в Поволжском филиале МегаФона. Это оборудование стоит в контейнерах на таможне с начала года, хотя по плану его монтаж должен был начаться в конце прошлой недели. Также задержана отгрузка 3G базовых станций для Северо-Западного филиала оператора. Всего на границе застряло 2-5% от общего количества оборудования, которое МегаФон планировал ввезти в страну в 2010 году. Когда начались проблемы, оператор попросил вендоров приостановить поставки (иначе на границе скопилось бы гораздо больше техники), поэтому сроки ввода в эксплуатацию сорваны для 25-28% запланированного на год оборудования.

По данным той же газеты, задержатся поставки от Nokia Siemens Networks, Ericsson и NEC для сетей, строящихся в Центральнах регионах, в том числе в Москве, и на Кавказе.

 Базовая станция 3G производства Huawei.

МТС и «Билайн» также не могут ввести оборудование для 3G. Эту информацию подтвердили Елена Кохановская, директор департамента общественных связей МТС, и Елена Прохорова, руководитель службы корпоративных коммуникаций «Вымпелкома» [бренд «Билайн»]. По словам госпожи Кохановской, с 11 января до настоящего времени МТС недополучила оборудования более чем на $10 млн.

Проблемы с поставками 3G-оборудования чреваты для операторов невыполнением условий лицензионных договоров и снижением прибыли вследствие упущенной выгоды.

«Большая тройка» получила все разрешения для 3G в мае 2007 года. По лицензионным условиям коммерческие сети 3G во всех 83 регионах России МегаФон должен запустить не позднее 21 мая (к настоящему времени освоен только 61 регион), МТС - 1 июня (охвачено 56 регионов) этого года. «Билайн» охватил все регионы в ноябре 2009 года, но по лицензии этого оператора в апреле наступает дедлайн по количеству базовых станций - их должно быть 3,5 тыс.

Проблемы с ввозом в Россию мобильных телефонов, ноутбуков, 3G-оборудования и другой техники - не вина импортеров, признает сотрудник Федеральной таможенной службы. «Когда документы готовились, мы обращали внимание Минпромторга, что проблемы начнутся, - рассказывает он, - но нам отвечали, что речь идет не о социально значимых товарах, поэтому разберемся в рабочем порядке». Теперь в «рабочем порядке» приходится разбираться самим таможенникам с подключением к процессу ФСБ.