Цены на мобильные телефоны и цифровую технику с начала 2009 года, как, впрочем, и на многие другие товары, начали расти не по дням, а по часам. Наиболее популярные модели устройств уже подорожали на 15%-20%. Но, как отмечают аналитики, при неблагоприятной экономической обстановке к весне нас ожидает еще больший рост цен.
Почти сразу после новогодних праздников желающие купить компьютерную и цифровую технику или мобильные телефоны отметили значительный рост цен. На некоторые модели устройств цена повысилась более чем на 10%. Возникают два резонных вопроса: почему и надолго ли?
Когда в Европе и США наблюдается дефляция или стабилизация цен вследствие сокращения спроса, в России дорожает абсолютно все и не на 1-2%, а на 25-30%. Это вновь доказывает уникальность нашей страны. Классические законы экономики на нас не распространяются. Особенно остро обстоят дела с высокотехнологичными товарами, которые Россия чисто гипотетически не может производить сама. В первую очередь, это компьютерная и цифровая техника, мобильные телефоны, коммуникаторы, mp3-плееры и т.п.
Стоимость конкретного мобильного телефона, ноутбука, игровой приставки и других товаров в наших магазинах складывается из нескольких факторов. Во-первых, это закупочная цена. Несмотря на расчеты с поставщиками в рублях, закупочная цена [цена производителя] номинируется в долларах или евро. Во-вторых, это капитальные и текущие расходы торговой сети, в которые входят аренда помещений и складов, транспортировка товаров, заработная плата сотрудникам и т.п. В-третьих, потребительский спрос на товары и услуги, которые реализует продавец. В-четвертых, кредиты, которые получает магазин для развития бизнеса. Кроме них, есть еще группа факторов, влияние которых не так велико.
Обесценивание российского рубля относительно евро и доллара США в среднем на 25% привело к тому, что ввозимые товары стали стоить дороже на те самые проценты.
Понимая всю сложность процессов, участники рынка пытаются минимизировать расходы и капительные затраты.
- У нас есть программа оптимизации затрат по сети. Частью программы является сокращение числа салонов. Количество магазинов, которые будут работать в следующем году, зависит от переговоров с арендодателями. По предварительной оценке, закрыв, например, 10% торговых точек, мы потеряем всего 5% продаж, но при этом значительно улучшим показатель EDITDA [аналитический показатель, равный объему прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений – ред.], - рассказывает Татьяна Мешкой, PR-специалист уральского филиала компании «Евросеть».
«Евросеть» закрывает только те салоны, расходы на содержание которых значительно превышают доходную часть. Львиная доля расходов – это арендная плата. «Практически по каждой из 565 точек на Урале мы вели переговоры с арендодателями. Там, где удалось найти компромисс с партнерами по снижению арендной платы, мы продолжаем работать. Там где понимания не найдено, салоны пришлось закрыть».
Сокращение числа торговых точек по Уральскому региону у «Евросети» за последние два месяца составило 4%. Всего были закрыты 24 салона. Из них 11 в Екатеринбурге и области, пять - в Пермском крае, по четыре в сургутском и тюменском субфилиалах. В Челябинске ситуация самая иная – здесь ритейлер не закрыл ни одного магазина.
Похожая ситуация и у других игроков на рынке.
- С начала года закрыто пять точек на Урале. Закрываются убыточные магазины. Всего в УрФО сейчас работают 38 магазинов, - отмечает PR-директор компании «Телефон.Ру» Людмила Игнатьева. – Мы плотно работаем с арендодателями, в результате удалось добиться снижения арендных ставок на 20-30%. Екатеринбургские девелоперы с пониманием относятся к нашей позиции, поскольку снижение покупательского спроса очевидно для всех. Более того, мы рассчитываем договориться о снижении ставок еще на 15-20%.
Масло в огонь подливает снижение спроса на цифровую технику, мобильные телефоны и сопутствующие услуги.
Падение спроса обусловлено нарастанием кризисных настроений и снижением платежеспособности населения. У людей просто нет наличных денег. Кроме того, банки фактически свернули потребительское кредитование в ритейловых сетях. Это серьезно ударило по продажам. Так, в начале 2008 года доля продаж телефонов в кредит в сети магазинов «Телефон.Ру» составляла около 30%. «Сегодня же этот показатель составляет всего несколько процентов», - отмечают в компании.
- Мы наблюдаем увеличение спроса на 11 %. в низком ценовом сегменте – до 5 тыс. рублей. Причем, это тенденция прослеживается со второго квартала 2008 года. Популярность бюджетных моделей связана со снижением покупательской способности аудитории вследствие кризиса. Если в первом полугодии 2008 года в среднем ценовом сегменте тренд продаж был стабилен, то на конец года здесь наблюдается существенное снижение спроса, - подчеркивают в «Евросети». - Именно в этом ценовом сегменте большой популярностью пользовались кредитные программы, четверть телефонов приобреталась покупателями в кредит. Но с сокращением количества кредитных программ и ужесточением требований по ним в период финансового кризиса, закономерно снизился и спрос.
Все эти обстоятельства отрицательно влияют на цены в наших магазинах. По данным Mobile Research Group, в ближайшее время будет наблюдаться стабильный рост стоимости цифровой техники и мобильных телефонов. В феврале последует максимальное повышение цен, они вырастут на 7-15% в зависимости от марки и модели.
Кроме того, в первом полугодии 2009 года не стоит ожидать снижения цен на мобильные телефоны. «Снижение курса доллара, евро по отношению к рублю возможно с сентября 2009 года. Но корректировка цен вниз вряд ли возможна, так как производителям будет необходимо компенсировать период со «старыми» ценами. Поэтому ожидать серьезной коррекции на цены, их снижение можно не ранее конца четвертого - начала первого квартала 2010 года», - говорится в отчете Mobile Research Group.
Можно сделать вывод о том, что цифровую и аудиотехнику, мобильные телефоны и прочие товары, если в них есть необходимость, лучше покупать как можно раньше, еще по старым ценам и не откладывать то, что можно сделать сегодня. Вот только были бы средства!