Количество всевозможных приложений для мобильных телефонов растет в геометрической прогрессии. Большую часть этого добра составляют ничего не значащие и абсолютно пустые программки для смартфонов и планшетов. Хотя встречаются и «воротилы» в лице тех же игр, клиентов соцсетей, карт, новостных виджетов и прогнозов погоды. По итогам 2011 года этот сегмент мобильных приложений, по предварительным оценкам, достиг уровня $1,8 млрд, и он продолжает расти. Как чувствует себя направление мобильных приложений, какие из них являются самыми популярными и востребованными? На эти вопросы размышлял Никита Светлых.

Ну, все! Я стал обладателем очередной умной машинки а-ля «Айфон», «Андройд», «Виндоус»! С этого восхищения начинается работа с новым смартфоном практически у каждого человека. Но «из коробки» ваш девайс умеет немного: звонить, работать с почтой, показывать прогноз погоды, выходить в Интернет. И как-то всё!..

А как же приложения, спросите вы, и будете правы. Все современные «умные телефоны» созданы с таким расчетам, чтобы дать всем нам инструмент для потребления всевозможного контента, сервиса. Цель разработчиков - подсадить, так сказать, на интеллектуальную продукцию той или иной компании. А дальше можно «доить» юзера. Хочешь удобную фишку на телефон, установи это, хочешь новости и книги – не вопрос… заплати и радуйся жизни т.д. Так работает Apple c App Store, Google с Android Market, Microcoft с Marketplace – все они засасывают все больше и больше наших денег.

Компания J’son & Partners по заказу Google провела исследование нынешнего состояния рынка мобильного интернета и мобильных приложений в России и сделала прогнозы развития. С мобильным Интернетом, в принципе, все понятно, об этом писать смысла нет, а вот мобильные приложения – дело другое.

Рынок мобильного контента, млн. долл

Рынок мобильного контента, млн

Вплоть до настоящего времени рынок мобильного контента в нашей стране был примерно на том уровне, что Россия после распада СССР, если сравнивать ее с остальным миром. Из всего многообразия видов контента было всего два сегмента этого рынка: аудиофайлы (включающие в себя рингтоны, гудки и т.п.) и игры. Соответственно, главными потребителями были подростки, качающие себе игрушки и озабоченные вопросом «какой сейчас самый модный рингтон?». Но в 2011 году ситуация начала меняется. Новый и самый быстрорастущий сектор – программы в специализированных магазинах приложений. Он пришел к нам вместе с американскими айфонами и айпадами. Потом подтянулась Google со своим Android Market и Nokia с чудо OVI Store. Объем рынка мобильных приложений в России более чем удваивается ежегодно и уже в этом году составит около $760 млн., приблизившись по объему к рынку аудио! А в 2013 году приложения неизбежно станут крупнейшим сегментом рынка. К тому времени этот рынок в целом станет больше $3 млрд.

Динамика загрузок пользовательских приложений в магазинах, млн

Динамика загрузок пользовательских приложений в магазинах, млн

Если в 2009 году россияне скачали 26 млн. приложений для своих мобильных девайсов, то в 2011 показатель преодолел уровень 256 млн., что практически в 10 раз больше. Во многом это связано не только с бурным ростом смартфонного рынка, но и с популярностью планшетов. Два года назад их в России было пренебрежимо малое число, сейчас их уже около миллиона, а в следующие два года прибавится еще пара миллионов. Среднестатистический российский пользователь очень похож на европейца – у него установлено около 15 приложений, около трети из них – платные (в США число приложений на пользователя традиционно выше). В сравнении с количеством доступных в магазинах приложений программ, это капля в море. Правда, в том же App Store, Android Market или Marketplace до 98% приложений не представляют никакого интереса для пользователей.

Продажи планшетов и смартфонов, млн штук

Продажи планшетов и смартфонов, млн штук

Востребованы в первую очередь приложения, помогающие убить время. Но все же, на игры и развлечения приходится только 45% приложений, установленных пользователями на смартфоны и планшеты. Остальное – более полезные программы: органайзеры, рабочие программы, фоторедакторы, навигация… В общем, вместе с победным шествием нативных приложений по России меняется и сама идеология использования мобильных устройств.

Мобильные приложения, %

Мобильные приложения, %

ТОП-10 самых скачиваемых приложений по итогам 2011 года.

ТОП-10 самых скачиваемых приложений по итогам 2011 года.