Несмотря на бурное развитие сетей четвёртого поколения, по-настоящему высокоскоростным мобильным интернетом в России пока могут воспользоваться не все. И дело тут не в «плохих» операторах, а, как оказалось, в абонентах. Что мешает развитию 4G в России? Каким будет мобильный интернет в будущем? Эти и другие темы обсуждали на круглом столе, организованном компанией Huawei и аналитическим агентством TelecomDaily.

LTE.

За последние пару лет поведение абонентов сотовой связи изменилось кардинальным образом. Широкое распространение смартфонов, появление социальных сетей и мобильных приложений – всё это сместило фокус абонентов с голосовых звонков и SMS на интернет. Операторы фиксируют минимальный рост голосового трафика год к году, падение количества отправляемых SMS и многократный рост потребления мобильного интернета.

Один из факторов роста мобильного трафика – появление устройств с выходом в интернет. Так, уровень проникновения смартфонов в некоторых странах уже достигает 70-90%. В России при среднем уровне проникновения 35-40%, темпы роста составляют от 50% до 200% в год.

Операторы всё активнее продают доступные с точки зрения цены смартфоны, планшеты, USB-модемы и Wi-Fi роутеры. Такие спецпредложения есть у всех без исключения игроков рынка.

Рост объёмов трафика приводит к росту прибыли у операторов.

Изменение потребления заставляет операторов активно развивать сети четвёртого поколения, наращивая зону покрытия и скорости передачи данных. В свою очередь рост качества мобильного интернета ускоряет появление всё новых мобильных сервисов и услуг, которые снова увеличивают объемы потребления трафика.

«Объемы трафика растут очень быстрыми темпами под влиянием изменений в поведении и предпочтениях пользователей. В первую очередь, это новые сервисы и приложения. В 2019 году более половины мирового населения окажется в зоне покрытия LTE. В России сейчас лишь 7 млн абонентов LTE, но к 2019 году их количество вырастит и превысит отметку в 50 млн», - прогнозирует руководитель ИАА TelecomDaily Денис Кусков.

Пока в России доля смартфонов, планшетов и прочих LTE-гаджетов не превышает 10-12%. Большая часть граждан России не считают обязательным покупку смартфона или планшета с поддержкой 4G. Хотя есть примеры Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи, где доля продвинутых устройств преодолела порог в 30%. Тем не менее, прогноз на будущее оптимистичен. В настоящее время до 50% новых девайсов, продаваемых в рознице, имеют поддержку 4G. Это значит, что проникновение LTE будет расти достаточно быстро.

Развитие мобильного ШПД.

Для современных абонентов важны не только высокое качество базового голосового сервиса, но и набор дополнительных сервисов, которыми он может пользоваться в сети мобильного оператора (веб-сёрфинг, музыка, видео, file-sharing и т.п.)

 «Мобильный телефон стал не просто «звонилкой», новый стиль жизни определяет новые потребности. Уже сейчас в России четверть трафика приходится на потоковое видео. К 2020 году подавляющее большинство смартфонов будут иметь высокое разрешение экрана для качественных снимков и просмотра фильмов и сериалов в любом месте и в любое время. Наша задача – подготовить технологическое оборудование к запросам пользователей», – отмечает ведущий менеджер департамента беспроводных технологий компании Huawei в России Андрей Алексеев.

Факторы роста мобильного трафика.

Эксперты сходятся во мнении, что основным драйвером роста трафика в настоящее время является видео. 50% мобильного трафика приходится на потоковое видео. В России этот показатель составляет 25%, но растет с каждым годом.

«Сотовые операторы уже начинают работать с медиакомпаниями и предоставляют своим клиентам трансляции матчей, сериалов прямо на мобильное устройство. У потребителя, как правило, не учитывают траффик, но берут ежемесячную плату за подписку. Думаю, через полтора-два года такая система станет для России обычным делом, - подчёркивает Андрей Алексеев. – Мы, как разработчик программного и аппаратного обеспечения всячески поддерживаем развитие партнёрских отношений между производителями видеоконтента и операторами».

Критерии NPS.

Качество сети является ещё одним фактором роста объема трафика и доходов для участников рынка. Операторам выгодно строить и иметь качественную сеть. Одна из проблемных зон - связь внутри зданий, например, в аэропортах, торговых комплексах, бизнес-центрах, а также офисных помещениях. Здесь сотовые операторы, помимо установки дополнительных базовых станций на улице используют индор-оборудование внутри зданий.

«Страна у нас большая, и речь нужно вести не только о мегаполисах. Многие живут на территории, где нет возможности провести проводной Интернет. Но самый острый вопрос — это загородные дороги и трассы, где порой отсутствует даже голосовая связь. И когда происходит какая-то авария или чрезвычайное происшествие, сложно вызвать помощь по телефону 112. Правительство помогает мобильным операторам в меру своих возможностей»,— говорит Антон Мягков, начальник отдела развития информационно-телекоммуникационной индустрии и связи правительства Свердловской области.

Участники круглого стола признают проблему с покрытием малонаселённых поселений и удаленных трасс.

«Не всегда экономически выгодно строить отдельную базовую станцию в чистом поле. По этой причине операторы часто взаимодействуют друг с другом и стоят инфраструктуру совместно»,— отмечает Денис Кусков.

Помимо качества сети и зоны покрытия у абонентов появляются новые требования к своему оператору связи в плане тарифов. И действительно, ещё три-четыре года назад операторы продвигали тарифы без абонентской платы с бесплатными звонками внутри сети. Сейчас основной фокус сместился на тарифы с предоплаченным блоком трафика. Появились предложения, предоставляющие SMS и телефонные звонки в качестве бесплатной опции к пакету мобильного интернета.

«Мы фокусируемся на пакетных предложениях, которые включают в себя связь, интернет и телевидение. Это удобно и выгодно для клиента, который привык всегда быть онлайн. На чемпионате мира по футболу в 2018 году практически каждый зритель будет фотографировать, снимать видео и сразу же делиться в социальных сетях. Многие к тому времени перейдут на 4G. Поэтому наша задача уже сегодня подготовить сеть к максимальной нагрузке», - рассказывает Антон Щербаков, директор по инфраструктуре компании «МегаФон» на Урале.

Эволюция восприятия мобильных услуг.

По словам Алексея Левченко, регионального директора центрального региона оператора «Билайн», участникам рынка стоит ориентироваться на предпочтения аудитории: видео через мобильный интернет вместо традиционного ТВ, увеличение трафика через соцсети и мессенджеры и активное использование приложений на смартфонах и планшетах.

Исполняющий обязанности технического директора Tele2 в макрорегионе «Урал» Дмитрий Игишев отметил, что пути развития и цели у всех операторов примерно одинаковые. Основная задача Tele2 - улучшать технические характеристики, расширять зону покрытия сети и продолжать предоставлять высокий уровень сервиса по выгодной цене. В качестве примера была озвучена цель – запустить услуги LTE в Екатеринбурге и Челябинске с качественным покрытием до конца 2016 года.

Развитие 4G.

В общем и целом участники круглого стола пришли к единому мнению о том, что развитие 4G в нашей стране только набирает обороты. По предварительным оценкам, активная фаза роста продлиться минимум до 2021 года. Далее сети четвёртого поколения получат продолжение в виде ещё больших скоростей, большего объема трафика и очередного изменения потребления услуг связи.