Несмотря на бурное развитие сетей четвёртого поколения, по-настоящему высокоскоростным мобильным интернетом в России пока могут воспользоваться не все. И дело тут не в «плохих» операторах, а, как оказалось, в абонентах. Что мешает развитию 4G в России? Каким будет мобильный интернет в будущем? Эти и другие темы обсуждали на круглом столе, организованном компанией Huawei и аналитическим агентством TelecomDaily.
За последние пару лет поведение абонентов сотовой связи изменилось кардинальным образом. Широкое распространение смартфонов, появление социальных сетей и мобильных приложений – всё это сместило фокус абонентов с голосовых звонков и SMS на интернет. Операторы фиксируют минимальный рост голосового трафика год к году, падение количества отправляемых SMS и многократный рост потребления мобильного интернета.
Один из факторов роста мобильного трафика – появление устройств с выходом в интернет. Так, уровень проникновения смартфонов в некоторых странах уже достигает 70-90%. В России при среднем уровне проникновения 35-40%, темпы роста составляют от 50% до 200% в год.
Операторы всё активнее продают доступные с точки зрения цены смартфоны, планшеты, USB-модемы и Wi-Fi роутеры. Такие спецпредложения есть у всех без исключения игроков рынка.
Изменение потребления заставляет операторов активно развивать сети четвёртого поколения, наращивая зону покрытия и скорости передачи данных. В свою очередь рост качества мобильного интернета ускоряет появление всё новых мобильных сервисов и услуг, которые снова увеличивают объемы потребления трафика.
«Объемы трафика растут очень быстрыми темпами под влиянием изменений в поведении и предпочтениях пользователей. В первую очередь, это новые сервисы и приложения. В 2019 году более половины мирового населения окажется в зоне покрытия LTE. В России сейчас лишь 7 млн абонентов LTE, но к 2019 году их количество вырастит и превысит отметку в 50 млн», - прогнозирует руководитель ИАА TelecomDaily Денис Кусков.
Пока в России доля смартфонов, планшетов и прочих LTE-гаджетов не превышает 10-12%. Большая часть граждан России не считают обязательным покупку смартфона или планшета с поддержкой 4G. Хотя есть примеры Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи, где доля продвинутых устройств преодолела порог в 30%. Тем не менее, прогноз на будущее оптимистичен. В настоящее время до 50% новых девайсов, продаваемых в рознице, имеют поддержку 4G. Это значит, что проникновение LTE будет расти достаточно быстро.
Для современных абонентов важны не только высокое качество базового голосового сервиса, но и набор дополнительных сервисов, которыми он может пользоваться в сети мобильного оператора (веб-сёрфинг, музыка, видео, file-sharing и т.п.)
«Мобильный телефон стал не просто «звонилкой», новый стиль жизни определяет новые потребности. Уже сейчас в России четверть трафика приходится на потоковое видео. К 2020 году подавляющее большинство смартфонов будут иметь высокое разрешение экрана для качественных снимков и просмотра фильмов и сериалов в любом месте и в любое время. Наша задача – подготовить технологическое оборудование к запросам пользователей», – отмечает ведущий менеджер департамента беспроводных технологий компании Huawei в России Андрей Алексеев.
Эксперты сходятся во мнении, что основным драйвером роста трафика в настоящее время является видео. 50% мобильного трафика приходится на потоковое видео. В России этот показатель составляет 25%, но растет с каждым годом.
«Сотовые операторы уже начинают работать с медиакомпаниями и предоставляют своим клиентам трансляции матчей, сериалов прямо на мобильное устройство. У потребителя, как правило, не учитывают траффик, но берут ежемесячную плату за подписку. Думаю, через полтора-два года такая система станет для России обычным делом, - подчёркивает Андрей Алексеев. – Мы, как разработчик программного и аппаратного обеспечения всячески поддерживаем развитие партнёрских отношений между производителями видеоконтента и операторами».
Качество сети является ещё одним фактором роста объема трафика и доходов для участников рынка. Операторам выгодно строить и иметь качественную сеть. Одна из проблемных зон - связь внутри зданий, например, в аэропортах, торговых комплексах, бизнес-центрах, а также офисных помещениях. Здесь сотовые операторы, помимо установки дополнительных базовых станций на улице используют индор-оборудование внутри зданий.
«Страна у нас большая, и речь нужно вести не только о мегаполисах. Многие живут на территории, где нет возможности провести проводной Интернет. Но самый острый вопрос — это загородные дороги и трассы, где порой отсутствует даже голосовая связь. И когда происходит какая-то авария или чрезвычайное происшествие, сложно вызвать помощь по телефону 112. Правительство помогает мобильным операторам в меру своих возможностей»,— говорит Антон Мягков, начальник отдела развития информационно-телекоммуникационной индустрии и связи правительства Свердловской области.
Участники круглого стола признают проблему с покрытием малонаселённых поселений и удаленных трасс.
«Не всегда экономически выгодно строить отдельную базовую станцию в чистом поле. По этой причине операторы часто взаимодействуют друг с другом и стоят инфраструктуру совместно»,— отмечает Денис Кусков.
Помимо качества сети и зоны покрытия у абонентов появляются новые требования к своему оператору связи в плане тарифов. И действительно, ещё три-четыре года назад операторы продвигали тарифы без абонентской платы с бесплатными звонками внутри сети. Сейчас основной фокус сместился на тарифы с предоплаченным блоком трафика. Появились предложения, предоставляющие SMS и телефонные звонки в качестве бесплатной опции к пакету мобильного интернета.
«Мы фокусируемся на пакетных предложениях, которые включают в себя связь, интернет и телевидение. Это удобно и выгодно для клиента, который привык всегда быть онлайн. На чемпионате мира по футболу в 2018 году практически каждый зритель будет фотографировать, снимать видео и сразу же делиться в социальных сетях. Многие к тому времени перейдут на 4G. Поэтому наша задача уже сегодня подготовить сеть к максимальной нагрузке», - рассказывает Антон Щербаков, директор по инфраструктуре компании «МегаФон» на Урале.
По словам Алексея Левченко, регионального директора центрального региона оператора «Билайн», участникам рынка стоит ориентироваться на предпочтения аудитории: видео через мобильный интернет вместо традиционного ТВ, увеличение трафика через соцсети и мессенджеры и активное использование приложений на смартфонах и планшетах.
Исполняющий обязанности технического директора Tele2 в макрорегионе «Урал» Дмитрий Игишев отметил, что пути развития и цели у всех операторов примерно одинаковые. Основная задача Tele2 - улучшать технические характеристики, расширять зону покрытия сети и продолжать предоставлять высокий уровень сервиса по выгодной цене. В качестве примера была озвучена цель – запустить услуги LTE в Екатеринбурге и Челябинске с качественным покрытием до конца 2016 года.
В общем и целом участники круглого стола пришли к единому мнению о том, что развитие 4G в нашей стране только набирает обороты. По предварительным оценкам, активная фаза роста продлиться минимум до 2021 года. Далее сети четвёртого поколения получат продолжение в виде ещё больших скоростей, большего объема трафика и очередного изменения потребления услуг связи.