/ / Интернет

«Интерсвязь» - самая неоднозначная компания среди всех интернет-провайдеров Челябинска. Для нее само собой разумеющееся распиливать и кипятить ADSL-модемы конкурирующих компаний на глазах у изумленной аудитории, а потом судиться с антимонопольной службой. Если нужно, «Интерсвязь» и танки в миллионный город может ввести. Как компании удается совмещать несовместимое, и куда она идет, мы говорили с Леонидом Вахрамеевым, председателем совета директоров группы компаний «Интерсвязь».

 

- Леонид, как Вы можете оценить уровень развития широкополосного доступа в интернет в городах Челябинской области? Насколько интернет востребован и необходим жителям нашего региона?

- В Челябинске есть очень большой запас роста. Есть кривая насыщения, но пока до нее нам еще далеко. Во многих европейских странах с высоким уровнем проникновения интернета 75-80% люди считают ШПД необходимостью. Особенно ярко это проявляется у людей в возрасте до 30 лет. Они используют интернет как главный источник получения информации. Вот интересный пример. В 1991 году, еще при советской власти людей, у которых не было телевизора, было всего 2,5%. Сейчас таких 6%. То есть происходит падение количества используемых телевизоров. А причина, видимо, в том, что интернет начинает выдавливать телевидение, кассеты, диски и т.п. Пользователи последних, конечно, останутся, но интернет будет заменять многое. Сейчас уровень проникновения в Челябинске находится на уровне 40%. Это то, что было в Москве года два назад. За два года Москва дала еще столько же. Я думаю, что у нас будут во многом похожие темпы роста. Например, в нашей компании уровень подключений в 2009 году находится на том же уровне, что и в прошлом. Даже немного выше. Если в прошлом году мы подключили 45-48 тысяч новых абонентов, то в этом мы рассчитываем на аналогичный прирост и даже больше.

-  Насколько зрелым и цивилизованным является челябинский рынок интернета?

- Если судить по тем клиентам, которые подключаются к сети сейчас, то мы наблюдаем снижение компьютерной грамотности. Получается, что мы уходим в сегмент абонентов далеких от информационных технологий. Это вызывает какие-то дополнительные, порой странные вопросы для нас - интернетчиков. Постановки задач совершенно другие. Но нам деваться некуда, мы понимаем, что пришла и эта категория граждан.  Мы адаптируем свои технологические процессы: call-центры, меняем схемы поддержки клиентов. Иногда люди просто говорят «у меня не работает» и все. На этом точка. Делай все, что хочешь. В таких случаях сотрудники call-центра занимаются еще и просветительской деятельностью, повышением грамотности пользователей.

Леонид Вахрамеев, председатель совета директоров группы компаний «Интерсвязь».- Прогнозируете ли вы появление новых игроков на челябинском рынке?

- Вполне, а почему бы и нет? Все определяется ценой входа на рынок. Если у компании или у отдельного человека есть около $50 млн., то можно создать нового провайдера в Челябинске. Да, этот игрок будет бороться за свою долю, но он никогда не окупиться.

- В течение последнего времени федеральные провайдеры раскупили всех местных игроков в Екатеринбурге. Прогнозируете ли вы аналогичную схему в Челябинске? Насколько мне известно, ваша компания вела переговоры с некоторыми московскими провайдерами по разным сделкам.

- Вы правы. Московские компании проявляли большой интерес. Пик пришелся на осень 2008 года. Эта была целая «катастрофа». За этим столом побывали практически все, кто можно: и АФК «Система», и «Голден Телеком», и «Акадо»,  и другие крупные московские компании. Их было очень много. Сейчас их нет. Они решают свои проблемы. В минувшую субботу [11 июля – прим. ред.] состоялось учредительное собрание трех операторов связи. В мероприятии участвовали компании «Инфоцентр», занимающая 70% рынка в Кургане, «Уфанет» - 80% в Уфе и наша компания. Мы договорились создать общественное объединение ГКС «Россвязьтехнологии» - единый стандарт для региональных и независимых компаний. Также мы обращаемся с инициативой ко всем независимым провайдерам, присоединяться к нашему проекту. Сейчас совокупная абонентская база трех компаний, входящих в объединение составляет 1 млн.  человек.

- Леонид, то есть будет создаваться какой-то единый бренд?

- Мы не меняем свои бренды, просто мы над собой создаем «зонтик» - «Россвязьтехнологии», который зарегистрирован в Москве и решает наши проблемы. Мы готовы платить деньги тем, кто будет решать наши проблемы как в Москве, так и в регионах. Под это дело создан юридический департамент, который и будет помогать независимым провайдерам. Ни для кого не секрет, что очень много проблем возникает при работе с жилищно-коммунальными хозяйствами. Новый формат позволит решить такие проблемы.

 Л. Вахрамеев: - Если в прошлом году мы подключили 45-48 тысяч новых абонентов, но в этом мы рассчитываем на аналогичный прирост и даже больше.

- А почему «Интерсвязь» так и не была продана московским компаниям?

- И что я буду делать с КАМАЗом денег? Ну, получу я сегодня этот КАМАЗ, полный баксов. Что дальше? В чем тогда смысл жизни? Можно, конечно, перейти в позицию наемного менеджера, как это произошло с компаниями в Екатеринбурге. Я смотрю сейчас в глаза тем людям, которые вчера были хозяевами своей фирмы, а теперь наемники. Как им скучно! Глаза пустые. Жизнь закончилась. Печально все это.

- Пожалуй, самые сложные отношения у «Интерсвязи» складываются с компанией «Уралсвязьинформ». Почему так происходит? Есть ли шанс у двухЯ смотрю сейчас в глаза тем людям, которые вчера были хозяевами своей фирмы, а теперь наемники: как им скучно!  компаний жить мирно?

- На самом деле никакой борьбы уже давно нет. Просто каждый месяц компания «Уралсвязьинформ» пишет на нас какое-нибудь заявление куда-нибудь. У меня такое впечатление, что у них есть огромный юридический отдел, которому заняться нечем. Вместо того чтобы грамотно продвигать свои услуги, «Уралсвязьинформ» - компания, которую я очень и очень уважаю, занимается такой непонятной работой. Первый раз это было забавно, когда компания «Уралсвзьинформ» написала заявление в антимонопольный комитет на нас. Но потом это стало приобретать какие-то странные масштабы. Почему так происходит, я не понимаю.

- Леонид, сказывается ли на деятельности вашей компании экономический кризис? Как меняется спрос на услуги доступа в интернет?

- Количество подключений у нас не снизилось. Мы в ноябре-декабре проводили опросы в Челябинске, и они оказались гораздо хуже того, что происходило в реальной жизни. Тогда люди «под испугом» сказали, что они не будут пользоваться интернетом, они не будут подключаться. Честно говоря, и мы были напуганы. Но в январе-феврале наблюдалась забавная картина.  В это время мы ожидали падение потребления интернета. Но все оказалось ровно наоборот. Людей сократили. Они пошли домой и сели за компьютер, искать себе новую работу. В это время удельное потребление интернет-трафика выросло в 1,5 раза. С одной стороны бред полный, но таковы факты. Мы четко понимаем, что интернет вошел в перечень товаров первой необходимости: хлеб, молоко, «Интерсвязь».

 Показатель ARPU у всех челябинских провайдеров примерно одинаковый и он не снижается - у нас он 378 рублей.

- Каково количество активных абонентов «Интерсвязи», их ARPU? Снижаются ли эти показатели?

- Показатель ARPU у всех челябинских провайдеров примерно одинаковый, и он не снижается. У нас это примерно 378 рублей в месяц. Другое дело, что компании типа «ЭР-Телекома» «валят» рынок. Они просто демпенгуют.  Я не знаю с чем это связано. Понятно, что для них самый важный показатель это количество абонентов. У нас другая психология. Мы строим прибыльный бизнес и стараемся делать это грамотно. Для нас главное зарабатываение денег, которые мы потом направляем на развитие, реализацию социальных проектов. В общем, у нас совсем другая идеология.

Тарифы будут снижаться, но это не будет мегабитный интернет за 350 рублей, которого даже и в Москве нет.- А каков процент оттока абонентов у «Интерсвязи»?

- Ежемесячно до 100 абонентов перестают платить, это приблизительно 0,1%. Так, чтобы прийти к нам в офис и отказаться, такое встречается крайне редко. А вот перестают платить, пожалуйста. Мы со своей стороны предпринимаем всевозможные меры к тому, чтобы даже абоненты с тяжелым финансовым положением оставались нашими клиентами.

- Какие предложения наиболее востребованы у абонентов «Интерсвязи»: базовый тариф, помегабайтный, безлимитный?

-Конечно же, первое место занимают безлимиты. На них сейчас приходится около 60%. И вот, что интересно. По итогам наших опросов выяснилось, что 80% пользователей интернета только «сёрфят» [просмотр интернет-страниц для работы, учебы, поиска информации – прим. ред.]. И лишь 20% активно качают файлы из интернета. Именно поэтому мы запустили новую линейку услуг для наших «сёрферов».

- А что предпочитают еще 40% абонентской базы? Они обслуживаются на базовом тарифе?

- Нет, это не так. Действительно есть те, кто платит только 100 рублей в месяц и больше ничего. Таких у нас наберется не более 10%.

 Компании типа «ЭР-Телекома» «валят» рынок.

- Как Вы считаете, что будет происходить с ценами на интернет-трафик в ближайшие полгода?

- Тарифы будут снижаться. Это очевидно. Другого пути просто нет. Это, конечно, не будет мегабитный интернет за 350 рублей, которого даже и в Москве нет. Такие цены не оправданы сейчас.

- Осенью «Интерсвязь» начала продвигать услуги кабельного телевидения. Чем «Интерсвязь ТВ» отличается от продуктов конкурентов? Насколько популярна эта услуга у абонентов компании?Вместо того чтобы грамотно продвигать свои услуги «Уралсвязьинформ» - компания, которую я очень и очень уважаю, занимается такой непонятной работой.

- Идея кабельного телевидения старая. Появилась она года два-три назад. У нас тогда не было сил и возможностей: персонала, технических решений. Когда наступил кризис, у операторов кабельного телевидения «Уралуником», «ЭР-Телеком» и «Мультикабельные сети» стало падать качество обслуживания. Из сетки вещания стали пропадать некоторые каналы и т.п. После этого я сделал вывод, что, несмотря на наличие всех этих игроков на рынке, он теряет силу. То есть на него можно заходить при условии бесплатного подключения и бесплатного просмотра каналов  в первые три месяца. В свою сетку вещания мы взяли 80 самых топовых телеканалов по версии TNS Gallup Media, даже не глядя на их цену. Мы видим, что при такой тенденции подключения как сейчас, до конца года мы можем занять 30% рынка. И это с учетом того, что мы приняли решение о запуске кабельного телевидения 13 января 2009 года. Для нас кабельное телевидение – «прикрутка» к нашим основным услугам. Мы подключаем его только абонентам «Интерсвязи».

- Означает ли запуск «Интерсвязь ТВ» отказ от продвижения и развития IP-TV?

- Год-два назад у меня основными были мысли о будущем, то есть об IP-TV. И это одна из причин, почему мы не запускали кабельное телевидение. Все-таки кабельное телевидение нечто архаичное. Некоторые люди уже ждали «цифру», стереозвук, видео по выбору. Мы сейчас продолжаем работать с IP-TV. Но в ноябре 2008 года стало очевидно, что скорость развития технических решений по технологии IP резко затормозилось. Какие-то новые решения появятся только через 1,5-2 года. Возникшую паузу нужно чем-то заполнить, поэтому мы и начали заниматься кабельным ТВ, – оно заполнит внезапно образовавшуюся пустую нишу.

- Собирается ли «Интерсвязь» запускаться в других городах Челябинской области? Если да, то в каких именно и в какие сроки?

- Планы, конечно же, есть. Но есть определенные сложности. Как только делаешь заявление, например, о том, что «мы идем в Копейск», тут же чиновники копейские встают на дыбы. Они говорят, «мы вас не пустим», узнав о нашем заявлении. Та же ситуация складывается и в других городах. Понятно, почему это случается. Но у нас есть четкая позиция. Если мы не смогли договориться на обоюдно выгодных условиях, что мы приносим некую пользу в город, то мы просто не заходим. Сейчас в наших планах запуститься в трех города Челябинской области.