Федеральная антимонопольная служба России пытается отстоять право граждан на более низкие цены в роуминге. Ведомство возбудило несколько дел по фактам необоснованно высоких цен на международный роуминг. Операторы, в свою очередь, доказывают свою непричастность к высоким тарифам на связь. Так кто или что делает международный роуминг настолько дорогим?

Скольким людям международный роуминг попортил крови. Вот взять бы и сделать цены на мобильную связь в самых разных странах мира единой – 1 рубль минута!

Еще в марте этого года ФАС инициировала дела в отношении трех операторов сотовой связи. Ведомство недовольно необоснованно высокими, по его мнению, тарифами за международный роуминг, которые поддерживают МТС, «Билайн» и «МегаФон». ФАС сравнила роуминговые цены российских компаний в странах Евросоюза, с тарифами европейских операторов и пришла к выводу, что потребители должны платить за роуминг в несколько раз меньше. Операторы сотовой связи обвинения антимонопольщиков отвергают. Они объясняют, что себестоимость роуминга высока из-за договоров с иностранными сотовыми компаниями.

Согласно предварительному анализу ФАС, стоимость этой услуги завышена в 3-6 раз по сравнению с Евросоюзом, особенно это касается связи со странами СНГ.

- Высокие цена на роуминг  - результат ценовой политики принимающих операторов.  Если зарубежный оператор оценивает свои услуги, например, в $3 за минуту разговора, мы не можем снижать эту цену до $2. Иначе нам придется оплачивать расходы на связь абонентов из нашего же кармана, что противоречит, в первую очередь, здравому смыслу, - считает Елена Виноградова, руководитель отдела по связям с общественностью компании «МОТИВ».

- Со своей стороны мы просили ФАС помочь в ситуации с межоператорскими расчетами в международном роуминге. Ведь основной вклад в конечную стоимость в международном роуминге вносят межоператорские расходы. А европейские операторы в стремлении сохранить конечную высокую маржинальность тарифов практикуют высокие расценки на межоператорские тарифы для тех операторов, что не входят в Евросоюз, - рассказывает директор екатеринбургского филиала ОАО «Вымпелком» [бренд «Билайн»] Андрей Золотарев. - Теоретически можно создать при взаимодействии ЕС и России какие-то правила взаиморасчета, одинаковые и для нас, и для европейских операторов. И здесь помощь регулятора на межправительственном уровне действительно важна.

Самое интересное, что уже в мае у российских операторов появились специальные предложения на международный роуминг. Если раньше звонок в Россию из Европы по роуминговым тарифам стоил 60-70 рублей, то сейчас - 20-30 рублей. Аналогичная ситуация произошла с SMS и мобильным интернетом. Единственное, новые тарифы распространяются только на часть европейских и азиатских стран.

 Не забудьте уточнить у своего оператора о наличии специальных роуминговых предложений на текущий летний сезон.

По словам российских операторов, никакой речи о сверхприбыли не идет. Сотовым компаниям просто удалось договориться со своими партнерами о более выгодных условиях сотрудничества. Кроме того, услуга международного роуминга не является основной доходной статьей ни для одного оператора в России и Европе.

- Наши тарифы на роуминг полностью экономически обоснованы. Что касается услуг международного роуминга, то при формировании этих тарифов  мы, в первую очередь, исходим из себестоимости организации соединения с нашими роуминговыми партнерами, - отмечает специалист по связям с общественностью уральского макрорегиона МТС Дарья Вольхина. - Мы стремимся обеспечить льготные цены в наиболее популярных среди российских туристов странах. Поэтому мы постоянно оптимизируем услуги, предназначенные для снижения затрат в роуминге.

Цены на международный роуминг жестко регулируются со стороны международной ассоциации GSM. Согласно принятым правилам основная часть тарифа – это стоимость услуг роумингового оператора, чей сетью пользовался абонент, когда он выехал за пределы нашей страны. Все эти тарифы одинаковые для всех операторов. Согласно принятым требованиям информация о тарифах содержится в открытом доступе на сайте международной ассоциации GSM. К этой цене прибавляется наценка или маржа, которую берет российский оператор связи. В среднем это 7%. Звонки по некоторым направлениям операторы субсидируют, то есть предоставляют услуги ниже себестоимости. Это достигается засчет перераспределения прибыли от звонков на других направлениях.

- Роуминг - это всегда взаимоотношения двух партнеров, причем, когда наши абоненты находятся в роуминге той или иной страны, работает оборудование зарубежного оператора, поэтому тарифы в значительной степени зависят от партнера. Нужно также отметить, что ценообразование роуминга для наших абонентов определяется средней стоимостью услуг всех операторов из стран СНГ, - поясняют в пресс-службе МегаФона. - При использовании услуг другого оператора возникают дополнительные затраты на оплату услуг связи этого оператора и затраты на обеспечение технического, информационного и договорного сотрудничества между компаниями.

Несмотря на то, что базовые межоператорские тарифы в роуминге достаточно высоки, сотовые компании могут получить скидку от своих международных партнеров в Европе и других странах мира, но это предмет отдельных переговоров и соглашений.

- В целом, стоимость услуг в роуминге связана с условиями соглашения с зарубежными операторами, используемыми технологиями, а также спецификой бизнес-модели и маржинальностью. TELE2 рассматривает роуминг не как возможность получать сверхприбыли, а как услугу, которая крайне необходима нашим абонентам и пользуется у них большой популярностью. Поэтому нам удается предоставлять ее по очень низким ценам. Отчасти на стоимость услуг TELE2 в роуминге влияет и используемая технология call back, однако у оператора уже есть порядка 10 стран, в которых он предоставляет классический CAMEL-роуминг за ту же стоимость, - замечает Андрей Ляпин, региональный управляющий директор «TELE2 Челябинск».

 Благодаря услуге «Роуминг НОН-СТОП» входящий звонок в международном роуминге обойдется вам в 9 рублей за минуту.

Отметим, что многих людей куда больше беспокоит не само ценообразование и даже не сам роуминговый тариф как таковой, а такой аспект, как понятность и прозрачность того, сколько человек в итоге заплатит. Важно, чтобы абонент знал и понимал, сколько ему будет стоить звонок в стране, куда он поедет.

До 2007 года такой возможности у российских граждан вообще не было. Были целые тарифные сетки для каждого из операторов. Условно говоря, если человек ехал в Чехию, Германию или Турцию, то для каждого из операторов, которые работали в этой стране, с кем заключены роуминговые договоры, был отдельный тариф. Сейчас тарифы на роуминг у большинства операторов предельно просты и понятны. Они едины.

Между тем количество абонентов побывавших в международном роуминге растет год от года. В 2009 году число людей, использовавших роуминг, выросло на 5-7% по сравнению с 2008 годом.