Россия заняла второе место по дешевизне интерактивного телевидения среди 100 крупнейших стран мира по объёму ВВП. Первое место у Венесуэлы. В среднем же на просмотр телевидения жители планеты тратят примерно 2100 рублей каждый месяц. Интернет-проект «Будь мобильным» собрал полезную информацию о современных трендах телесмотрения в России и в мире и посчитал кто сколько платит.
Участвуя в различных опросах об источниках получения информации и вариантах отдыха, жители нашей страны всё чаще отвечают «я не смотрю телевизор». Эта фраза стала очень модной, однако большинство людей, которые её произносят, говорят о классических вариантах просмотра телевидения.
Если человек говорит, что не смотрит телевизор, просто задайте пару наводящих вопросов: спросите о последних новостях, о героях популярных сериалов... Чаще всего такой разговор затягивается надолго, и презирающий «зомбоящик» собеседник с радостью рассказывает о мельчайших подробностях последнего сезона «Карточного домика», «Миллиардов», «Молодого Папы» или «Шерлока». Трудно поверить, что обо всём этом он прочитал в интернете. Без телевизора, смартфона или планшета здесь явно не обошлось.
Россия и мир: кто и сколько смотрит
Статистика говорит, что граждане нашей страны смотрят ТВ очень активно. Мы на одном из первых мест в мире. Если быть точными, 5 место по итогам 2016 года с результатом 246 минут в сутки (данные агентства TNS). Получается, что в среднем каждый из нас смотрит телевизор 4 часа и 6 минут в день. Выше России расположились Польша, Япония и Италия. На первом месте - США (274 минуты в сутки).
Длительность просмотра телевидения в сутки в разных странах мира по итогам 2016 года.
Привычка американцев сидеть с пивом или попкорном на диване и потреблять информацию в неограниченном количестве появилась уже более полувека назад, и с тех пор ТВ стало огромной частью культуры Америки.
Стоит отметить, что в последнее время акцент телесмотрения смещается на, так называемое, нелинейное телевидение. Зритель смотрит телепрограммы, трансляции, фильмы и сериалы персонифицировано на своём телевизоре, компьютере, смартфоне, планшете или игровой приставке в то время и в том качестве, в котором он заинтересован. Современные технологии позволяют начать просмотр спортивной трансляции или сериала на домашнем телевизоре, а продолжить на смартфоне или планшете ровно с того места, на котором была поставлена пауза.
Возьмём, к примеру, любимые многими телевизионные сериалы американского или европейского производства, напрямую не транслируемые в России. Их можно смотреть с помощью мобильного приложения, специальной подписки через интернет или на своём ТВ по запросу. Всё это тоже относится к телевидению, только интерактивному (IPTV). Именно интерактивное ТВ в последние пару лет является самым динамичным направлением телекоммуникационного рынка как в России, так и во всём мире.
Ежегодно аудитория такого нового типа ТВ в мире увеличивается в среднем на 15%. В России этот показатель доходит до 18,6% (данные «ТМТ консалтинг»). Проникновению интерактивного телевидения способствует развитие высокоскоростного интернета, появление всё большего количества современных телевизоров, смартфонов и планшетов. Что самое интересное, цена интерактивного телевидения в России одна из самых низких в мире. Такие выводы можно сделать после детального изучения рынка.
Рейтинг стран по дешевизне интерактивного ТВ
Аналитики интернет-проекта «Будь мобильным» провели подробное исследование тарифов на интерактивное ТВ в 100 крупнейших странах мира по объёму ВВП. В исследование вошли предложения операторов-лидеров в сегменте IPTV в каждой из стран. Например, по России использовались данные оператора «Ростелеком», в Германии – T-Mobile (Deutsche Telekom), а в США - Time Warner (с 2016 года входит в AT&T). При этом анализировались базовые пакеты провайдеров с классическим набором услуг интерактивного телевидения: мультискрин, постановка на паузу, просмотр программ из архива. Стоимость оборудования для подключения во внимание не бралось.
Стоимость интерактивного телевидения в месяц в 100 крупнейших странах мира* по объёму ВВП в рублях (рассчитана по официальному курсу ЦБ РФ на 17 февраля 2017 года):
* - страны постсоветского пространства представлены Российской Федерацией.
Цены на интерактивное телевидение в России оказались одними из самых низких среди всех исследуемых стран. Если быть точными, то Россия вошла в ТОП-3 с результатом 388,8 рублей в месяц. Дешевле IPTV только в Венесуэле – 236 рублей. Стоит отметить, что в течение последнего времени в Венесуэле национальная валюта серьёзным образом девальвировались, отсюда и минимальный тариф по сравнению со странами Северной Америки, Европы и Азии.
Для России в большей степени характерна чрезвычайно высокая конкуренция на внутреннем рынке, а потому и низкая цена.
В число стран с низкими тарифами на интерактивное ТВ также попали государства Восточной Европы, СНГ, а также Китай (881,4 руб./месяц), Турция (933 руб./месяц), Шри-Ланка (984 руб./месяц). Часть из них столь низкими ценами обязаны слабостью национальных валют, а другая – не самым высоким уровнем достатка при относительно равномерном развитии телекоммуникационной отрасли. Для Прибалтики и стран Восточной Европы актуален фактор высокой конкуренции на локальных рынках.
Ну, а самыми дорогими странами стали Кот-д'Ивуар, Мьянма, Ангола, Эфиопия, Танзания и Боливия. Здесь базовый пакет услуг интерактивного ТВ обойдётся дороже 5 000 рублей в месяц. Во многом такое положение дел связано с тем, что телевизионный сигнал и интернет здесь распространяется по спутниковым каналам. В странах не самым лучшим образом развиты наземные оптические каналы связи. Кроме того, спрос на услуги IPTV очень низок из-за крайне небольшого достатка жителей и отсутствия современных телевизоров, приставок, смартфонов и прочей цифровой техники.
Стоит также отметить страны Центральной и Западной Европы. Они оказались в средней части списка. Например, Финляндия в нашем рейтинге заняла 76 место (1165 руб/месяц), Австрия – 71 место, Дания – 63 место, Нидерланды – 61 место, Швеция – 59 место, Франция – 57 место, Италия – 52 место, Германия – 50 место, Великобритания – 16 место. Самые высокие цены, как и следовало ожидать, в Швейцарии – 14 место (более 3600 руб./месяц).
Среди азиатских стран-флагманов интерактивного ТВ можно отметить Южную Корею – 68 место, Сингапур – 55 место, Японию – 44 место. Также интересно посмотреть на Индию – 78 место, Израиль – 73 место, Бразилию – 58 место, Канаду – 25 место, Австралию – 18 место, Новую Зеландию – 13 место.
Особняком в нашем рейтинге стоят Соединённые Штаты Америки. Здесь пакет IPTV на месяц обходится в 3 882 рубля. Собственно, это объясняется высоким достатком американцев и их любовью к телевидению в целом, а также популярностью разнообразных ТВ-шоу, сериалов, фильмов и прочего видео контента. Собственно, высокий спрос и немаленькая цена за просмотр позволяют американской индустрии телевидения процветать и создавать всё новые шедевры в самых разных жанрах. Также стоит отметить, что США лидируют среди всех стран в мире по показателю оформления дополнительных подписок на фильмы и сериалы, а также по покупке цифрового контента с экрана своего ТВ, смартфона и планшета.
Интерактивное ТВ в России
Проникновение платного телевидения в России по итогам 2016 года превысило 70%, что вполне соответствует уровню развитых стран, где этот показатель колеблется от 71 до 82%.
Российский рынок интерактивного телевидения не остаётся в стороне от общемировых трендов. Так, если в 2016 году общая база пользователей платного ТВ в России выросла на 3,6% до 41,2 млн подписчиков, то количество пользователей интерактивного ТВ выросло на 18,4%. Такие данные содержаться в свежем отчёте «ТМТ консалтинг». При этом отток пользователей кабельного ТВ составил 0,4%, а некогда самый быстрорастущий в России сегмент спутникового ТВ прибавил только 2,9%.
Что самое интересное, более половины новых абонентов платного ТВ в стране подключил «Ростелеком», который занимается массовым развитием интерактивного ТВ в стране. По темпам роста «Ростелеком» также на первом месте – за год его абонентская база в сегменте платного ТВ выросла на 8,8% до 9,4 млн подписчиков. «Ростелеком» – единственный российский оператор ТВ, который в абсолютном выражении в 2016 году подключил больше абонентов, чем в 2015 году. По данным «ТМТ консалтинга», второй по темпам роста оператор платного ТВ – «ЭР-Телеком холдинг». В 2016 году база его телезрителей выросла на 6,4% почти до 3 млн.
Впечатляющие результаты «Ростелекома» можно объяснить программой ликвидации цифрового неравенства, которую сейчас реализует компания. Конечно, зрителям в малонаселенных и удаленных районах доступно спутниковое ТВ, но комплект для его приема стоит несколько тысяч рублей, а приставки для приема IPTV можно арендовать значительно дешевле, цена аренды включается в ежемесячный платеж за услуги ТВ. Периодически проводятся акции, когда оборудование предоставляется бесплатно.
Стоит отметить, что «Ростелекому» также помогли удачно реализованная программа строительства в крупных городах оптоволоконных сетей GPON и одна из лучших в России платформ для оказания интерактивных телевизионных услуг.
В 2017 году эксперты прогнозируют увеличение спроса на интерактивное ТВ. Оно будет связано с активной заменой старых телевизоров на новые и ростом интереса их покупателей на разнообразный и качественный видеоконтент. Также положительную роль в проникновении IPTV на российском рынке сыграет дальнейшее строительство оптических линий связи как в крупных городах, так и небольших населённых пунктах.