На этой неделе Екатеринбург принимает крупнейшую в России промышленную выставку «Иннопром». Значительная доля мероприятий для экспертов, аналитиков и участников рынка посвящена цифровизации, автоматизации производства и бизнес-процессов. О текущем положении отрасли, импортозамещении, искусственном интеллекте и человекоцентричных сервисах мы говорили с директором Челябинского филиала компании «Ростелеком» Евгением Макагоновым.

Директор Челябинского филиала компании «Ростелеком» Евгений Макагонов.

- Евгений, как в целом вы оцениваете уровень цифровизации промышленных предприятий Челябинской области и России в целом? Какова динамика?

- Исходя из множества проектов, в которых мы участвуем и видим всё изнутри, могу сказать, что Челябинская область находится среди лидеров в стране. И, наверное, неправильно было бы разделять уровень цифровизации промышленных предприятий и в целом региона. А здесь мы тоже видим, что приближаемся, по сути, к топ-5 регионов страны по уровню цифровизации и её динамики.

С точки зрения динамики, безусловно, те процессы, которые сейчас происходят, в первую очередь импортозамещение, они являются ключевыми драйверами, которые усиливают эти темпы. Поэтому и по первому, и по второму направлению Челябинская область является лидером в стране.

- Какие решения «Ростелекома» наиболее популярны у промышленных предприятий, у заказчиков на территории?

- Мы знаем, что президент нашей страны Владимир Владимирович Путин в прошлом году обозначил ключевой вектор развития всей промышленности, всей экономики - это производительность труда. Поэтому на первый план на каждом из предприятий выходят именно те процессы, которые можно усилить именно с точки зрения повышения эффективности. С одной стороны, это приводит к улучшению бизнес-показателей, а с другой - приводит к бережливому, правильному, оптимальному распределению всех ресурсов. Поэтому и решения, которые просят заказчики с нашей стороны, они направлены именно в это русло.

- Можете обозначить пять самых популярных продуктов по внедрению?

- Мы понимаем, что люди, персонал и дефицит сотрудников - это, наверное, ключевая боль. Мы не можем говорить про рост и про решение каких-либо амбиций, не разобравшись с узкими местами. Ключевое здесь - это дефицит кадров. И человекоцентричные сервисы, на наш взгляд, то, что мы в регионе видим, это ключевая задача, которую мы помогаем решить.

Например, мониторинг персонала может позволить промышленным предприятиям снизить травмоопасность и сохранить людям жизнь за счет контроля работы тех или иных сотрудников в тех или иных зонах. Плюс учет рабочего времени, состояния, здоровья и так далее. Это очень интересует наших заказчиков на ряде предприятий. Мы это уже где-то внедрили, отпилотировали. Другие предприятия в процессе интеграции.

Если мы говорим про производительность, то это управление ресурсами предприятия. В первую очередь, это энергетика. Например, на автомобильном заводе «Урал» мы построили в новом сборочном цеху целую систему – энергосервисный комплекс на основе газопрошневых установок. С одной стороны, он позволяет предприятию - а это оборонное предприятие - автономно обеспечивать электроэнергией громадный цех, с другой стороны, максимально бережливо, умно распределять эту энергию. Я думаю, что мы придем дальше еще и к развитию систем управления воздухом и теплоснабжением, потому что это логичное продолжение.

Конечно же, автоматизация производства, это АСУ ТП (автоматизированная система управления технологическим процессом – прим. ред.). Хочу вновь привести пример с заводом «Урал». Там мы реализуем проект по автоматизации стендап-катки новых автомобилей. Поэтому АСУ ТП - это, наверное, наиболее понятная для промышленников задача, которую мы помогаем реализовывать.

Большой запрос есть на искусственный интеллект. Это та же предиктивная аналитика, с одной стороны, позволяющая снизить затраты, а с другой стороны, помогающая заниматься контролем дефектов, поскольку любое производство связано с конвейером, с большим объёмом изготавливаемой продукции. И здесь качество – ключевой параметр, на который ориентируется любой производитель.

Евгений Макагонов и губернатор Челябинской области Алексей Текслер.

- Предприятия из каких отраслей Челябинской области готовы к цифровизации и уже оцифровываются?

- В принципе, все предприятия идут в сторону цифровизации, но ключевыми являются, наверное, самые крупные предприятия, у которых есть возможности и на которых эффект от новых решений будет сразу ощутим. Конечно же, это металлургия - мы уже говорили про автомобильный завод «Урал», это машиностроение, это сетевики и энергетики, это и строительство.

Важно понимать, что цифровизация - это не какая-то разовая история. Это постоянный процесс, напрямую связанный с определенным видом лидерства. У каждого из предприятий есть свои амбиции, есть своя стратегия, в рамках которой они двигаются. Важный момент - позиция генерального директора, руководителя, даже не IT-директора, а именно руководителя. В рамках работы нашего комитета в Союзе промышленников и предпринимателей региона мы очень активно обращаем на это внимание. Почему? Потому что без первых лиц предприятий, без их лидерства, без их компетенций в области цифры все процессы будут двигаться очень медленно.

Внедрение любого цифрового решения связано с трансформацией предприятия, а это лидерство изменений. При этом на пути может встречаться естественное сопротивление команды, коллектива. Крайне важно, чтобы первые лица были компетентны, понимали с точки зрения визионерства, куда они хотят прийти, какие решения в крупную клетку нужны, чтобы обеспечить правильную трансформацию и правильную интеграцию этих решений.

Мы со стороны «Ростелекома» видим свою задачу не просто предоставить то или иное решение, а помочь лидерам этих предприятий правильно это сделать. Быть своеобразным проводником, провайдером. Это такая игра слов. С одной стороны, мы провайдеры цифровых решений, с другой стороны, мы берем за руку и вместе идем в это цифровое будущее.

- Какие сложности возникают при интеграции цифровых решений на производственных площадках на предприятиях? Как вы их решаете?

- Каждое предприятие уникально по своей сути. И мы несколько лет назад столкнулись с тем, что цифровые решения не могут быть коробочными. Каждый раз это отдельная надстройка и интеграция в отдельно стоящий бизнес с его спецификами, нюансами и так далее. Наша задача погрузиться в бизнес заказчика, изучить тонкости и нюансы, потому что интеграция цифровых решений - это всегда, безусловно, риск. Мы используем всю нашу практику в рамках всей страны. У нас есть компетенции, которые позволяют максимально эффективно и безболезненно интегрировать то или иное решение, чтобы оно приносило эффект положительный и ни в коем случае не отрицательный. Это как в медицине, как говорится, не навреди.

- Насколько остро стоит вопрос импортозамещения на предприятиях? Мы же все понимаем, что это не только программное обеспечение, софт, но и само железо.

- С одной стороны санкционное давление привело к тому, что мы получили бурный рост тех направлений, которые ранее существовали исключительно за счет импорта. Санкции стали драйвером для развития многих отечественных предприятий. Открылось большое окно возможностей, в рамках которых мы динамично работаем.

Например, у «Ростелекома» есть серьезные подвижки, связанные с базовыми станциями «Булат», история с Private LTE и с интернетом вещей. Это оборудование помогает и в цифровизации, и в целом развитии телеком-отрасли на территории нашей страны.

С другой стороны, есть наша дочерняя компания, «Открытая мобильная платформа» со своим продуктов – защищенной операционной системой «Аврора». В рамках ПМЭФ-2025 мы подписали соглашение о сотрудничестве с автомобильным заводом «Урал» по созданию, по сути, с нуля умной кабины, умного грузовика будущего, где будут применены последние отечественные решения на базе ОМП «Аврора».

Подписание соглашения с «Уралэнергосбытом».

- Здесь, на Иннопроме, вы подписали несколько соглашений, в том числе с «Уралэнергосбытом», с компанией «Кемма», с «Форэнерго» и администрацией города Златоуста. Можете рассказать о них подробнее.

- Если говорить про предприятия Челябинской области, это результат нашей совместной работы в рамках комитета Союза промышленников и предпринимателей региона. Цифра интересует всех. И, как я говорил, мы ведем активную работу по «прокачке» генеральных директоров, ИТ-директоров. Это ключевые лица, от которых зависят темпы, качество цифровизации на предприятиях нашего региона.

Подписания, которые мы провели, это результат в том числе этой работы. Из года в год количество подписаний растет. Это определенный кредит доверия в нашу сторону и результат совместной работы «Ростелекома» и наших уважаемых заказчиков.

Если говорить про Златоуст, то в прошлом году мы подписывали соглашение с Южноуральском. Здорово, что наши главы регионов и городов понимают, что «Ростелеком» - это уже далеко не только телеком. Это действительно интегрированный провайдер, который позволяет решать задачи отдельных территорий, включая энергоэффективность, транспорт, комфорт и безопасность. У нас есть решения под любую задачу.

Если обобщить суть всех соглашений, которые мы подписали, через них проходят три ключевых вектора. Первое, это, конечно же, импортозамещение. Второе, это эффективность. Третье -конкурентоспособность нашего региона и его экспортный потенциал.

- Спасибо за ответы.

- Вам спасибо!