Свалившаяся на нашу голову жара, засуха и пожары до сих пор не унимаются. Такой аномальной погоды не было в наших краях давно, скорее даже никогда. Что говорить о здоровье людей, если сорокоградусной жары не выдерживает даже техника. А как реагируют на аномальную погоду наши мобильные телефоны и операторы? Что происходит с оборудованием, не останемся ли без связи?
Кажется, нам пора отказываться от всех этих теплых вещей, томящихся в шкафу. На улице стоит десятая подряд неделя жары за +30. Между тем, такая аномальная погода может стать нормой к 2070 году. Об этом говорит Алексей Кокорин, руководитель Климатической программы Всемирного фонда дикой природы WWF в России. Такие перспективы не радуют, сказать честно.
Сегодня на градуснике ставшей привычной температура +37. Мой Nokia 6700 на 20 градусов теплее. Его и в руки-то не хочется брать, а говорить тем более. У соседки сломался кондиционер, теперь она собирается к дочери в деревню на север. У моего друга перегрелся двигатель в стандартной пробке в центре города. Асфальт плывет практически везде. А перед глазами стоит едкий дым.
Почувствовав на себе силу солнечного удара и невыносимого смога, гари в минувшие выходные, я задумалась. А каково же сотовым телефонам и операторам мобильной связи работать в таких экстремальных условиях? Не получится ли, что в самый ответственный момент мы останемся без связи из-за перегрева оборудования, базовых станций или пожара в пригородах и небольших поселках?
Со своими опасениями я обратилась к специалистам. Они заверили меня, что все работает часы и без сбоев и даже жара в 50 градусов им не страшна.
- «Билайн» обеспечивает качественное покрытие сотовой связью на территории Урала. Так же стабильно работает мобильный интернет 3G. Аномальная жара и разгоревшиеся пожары не оказали никакого влияния на качество связи «Билайн», поскольку наша компания заранее готова к форс-мажорам подобного рода, - рассказывает Платон Маматов, ведущий специалист по внешним коммуникациям екатеринбургского филиала ОАО «Вымпелком» [бренд «Билайн»]. - В работе сотовой связи «Билайн» перебои возможны только в случае очень серьезных стихийных бедствий, таких как землетрясение или наводнение, и только на краткий срок.
Помимо этого в «Билайне» сообщили, что компания обеспечивает бесплатной связью и телефонами сотни людей по всей России, занятых на тушении пожаров или пострадавших от них. При этом сеть компании продолжает работать в штатном режиме, без каких-либо сбоев.
Базовые станции оператора обеспечены новейшими кондиционерами и системами вентиляции. Это позволяет сети 2G и 3G «Билайна» работать в условиях жары без перебоев. Запущена также дополнительная программа по нейтрализации негативного влияния аномальных температур. Технический департамент устанавливает на базовых станциях дополнительные мощные кондиционеры, а также проводит плановое обслуживание и ремонт уже существующих.
- Сеть Utel отлично переносит жару и может бесперебойно работать в условиях повышенной пожароопасности. Все наши каналы связи либо подземные, либо радиорелейные – они менее всего подвержены повреждениям в результате климатических условий. Базовые станции сотовой связи расположены на площадках, свободных от сухостоя и растительности, оборудованы пожарной сигнализацией и современными системами климат-контроля. Поэтому на многих базовых станциях Utel пережидать жару намного комфортнее, чем в городских квартирах, - замечают в пресс-службе компании «Уралсвязьинформ» [бренд «Utel»].
Представители компании подчеркивают, что перебои в работе могут наблюдаться в сетях любых операторов. С пожарами и жарой это напрямую не связано, и может быть последствиями третьего порядка. Обычно проблемы связаны либо с потерей каналов связи в результате проведения земляных работ различными организациями, не получившими официального предписания на проведение земляных работ или нарушающими его, когда рвут подземные коммуникации.
Кроме того, перебои в работе могут быть связаны также с отключениями электросетей, когда для увеличения времени работы базовых станций на аккумуляторных батареях, операторы ограничивают ресурсы базовых станций, снижая тем самым качество услуг связи. Но в таких, аварийных ситуациях лучше уж кое-что, чем полное отсутствие связи.
В распоряжении персонала Utel есть передвижные электростанции и набор основных блоков применяемого оборудования для оперативной замены в случае отказа оборудования. В крупных городах применяется резервирование каналов на случай внезапных обрывов подземных коммуникаций. С наступлением летнего периода на всех базовых станциях проведена профилактика кондиционеров. Дополнительная полная проверка объектов проведена после получения 2 августа 2010 года правительственной телеграммы о необходимости усиления внимания к вопросам пожарной безопасности в связи с участившимися в России случаями пожаров на объектах и сооружениях связи.
По словам Дарьи Вольхиной, специалиста по связям с общественностью уральского макрорегиона МТС, жара и пожары на Урале не оказали какого-либо влияния на работу их сети. «В регионах России, которые наиболее серьезно пострадали от пожаров, проведены работы по улучшению качества связи и организовано оперативное дежурство технических специалистов МТС для обеспечения бесперебойной связи. Повсеместно контролируется работа базовых станций для поддержания 100%-покрытия на всей территории действий оперативных служб, а также в местах проживания пострадавших для связи с родными».
В местах поражения огнем, где базовые станции отключены от централизованного электропитания, дополнительное электроснабжение осуществляется посредством автономных источников питания. Все базовые станции работают в полную мощность. Нагрузка на сеть в местах чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами, в среднем возросла на 30%, а в эпицентрах пожаров - до 3 раз, однако емкость сети в данных областях является достаточной для обеспечения бесперебойной работы сети.
В ряде регионов, наиболее пострадавших от лесных пожаров, МТС передала семьям, лишившимся имущества, мобильные телефоны с SIM-картами и денежными средствами на балансе для связи с родными и близкими, с оперативными службами и центрами социальной помощи. В Нижегородской области компания МТС оказала содействие объединенным силам МЧС в локализации пожаров, обеспечив подразделения авиационной охраны лесов бесплатной связь.
Тем не менее, на Урале остается сложная ситуация с пожарами, особенно в Свердловской и Челябинской областях.
- Базовые станции «МОТИВ» расположены на территории практически всей области, но, к счастью, в зону активных пожаров наше оборудование не попадает. Наши технические специалисты внимательно следят за ситуацией и находятся в состоянии повышенной готовности к принятию необходимых мер при возникновении каких-то нештатных обстоятельств, - рассказывает Елена Виноградова, руководитель отдела PR компании «МОТИВ».
В «МОТИВе» подчеркивают, что все помещения, где установлены базовые станции, оснащены мощными кондиционерами – это обязательное условие при эксплуатации подобного рода оборудования. «Те устройства, которые установлены на открытом воздухе, способны выдерживать как аномальную жару, так и уральские морозы, ведь мы работаем с оборудованием мировых производителей, предназначенное для эксплуатации в любой точке мира».
Между тем, жара способна оказать косвенное воздействие на сотовую связь. Задымления, смог, возникающий в результате пожаров, возгорания тторфяников, длительное безветрие - все это может оказать экранирующее воздействие и несколько ослабить радиосигнал.
Ну, а нам остается надеяться и жать милости от матушки-природы. Должно же все это когда-нибудь закончиться!