Они ввели моду на черно-желтые вещи, они сделали яйцо вездесущим, они «породнились» с итальянской мафией, они соединили сотовую и фиксированную связь во едино, наконец, заставили поверить, что будущее зависит от нас самих. Они – операторы мобильной связи Южного Урала. Представляем обзор рынка сотовой связи Челябинской области.
Рынок услуг сотовой связи достиг уровня насыщения. По нашим собственным данным, на первое января 2008 года уровень проникновения сотовой связи в Челябинской области составил 118%. Но это не мешает игрокам развиваться и достигать новых вершин в бизнесе.
По данным аналитиков интернет-проекта «Мобильный Челябинск», сотовой связью в нашем регионе пользуются около 4 248 тыс. абонентов [по итогам третьего квартала 2007 года]. Стоит отметить, что эти данные получены на основе анализа активных SIM-карт всех операторов Южного Урала. Реальная доля проникновения сотовой связи в регионе оценивается нами на уровне 90,8% [3,2 млн. человек из 3,6 млн., проживающих в регионе].
Предоставлением услуг мобильной связи в Челябинске и Челябинской области занимаются шесть операторов. Этот показатель выше общероссийского, поскольку во многих регионах России на рынке работают только компании «большой тройки».
По итогам аналитического отчета интернет-проекта «Мобильный Челябинск», лидером рынка сотовой связи Челябинской области является компания «МТС». Она занимает 23,3% рынка, абонентская база составляет порядка 990 тыс. человек [данные по итогам третьего квартала 2007 года].
Второе место зарезервировано за ОАО «Вымпелком» [Билайн™] – 22,2%. Порядка 944 тыс. южноуральцев предпочитают услуги полосатого оператора.
Третье место занимает «Utel» - 21,5%. В активе этой компании числятся около 914 тыс. клиентов Челябинской области.
В числе лидеров прочно закрепилась шведская «TELE2». У компании результаты несколько скромнее – 18%, но наблюдается стабильный рост. По нашим данным, оператор обслуживает чуть менее 770 тыс. абонентов в Челябинске и области.
- В третьем квартале 2007 года компания TELE2 Россия продолжила демонстрировать быстрый рост абонентской базы и высокую прибыльность операций, - отметил Владислав Швайбович, генеральный директор макрорегиона Северо-Восток TELE2 Россия.
МегаФону удалось взять под контроль 15% рынка. Абонентская база оператора оценивается нами в 637 тыс. Стоит заметить, что ее качество у компании намного выше, чем у конкурентов.
Доля универсального оператора «Скайлинк» [ОАО «Апекс»] по итогам исследования составила менее 0,3% [в ходе аналитического исследования данные по компании не принимались во внимание].
Если сравнить долю рынка по активным абонентам, то МТС и Билайн разделят первое и второе место с показателями 23,2% и 22,7% соответственно. МегаФон переместится на третью позицию с результатом 19,4%. На Utel и TELE2 будут приходиться 18,9% и 15,8% соответственно.
По итогам третьего квартала минувшего года индекс ARPU [среднемесячный доход на одного абонента] у операторов большой тройки составил $10 у МТС, $10,5 у «Вымпелкома» и $15 у МегаФона. Доходность с одного абонента в месяц у TELE2 и Utel ниже [$8,15 и $8,6], чем у федеральных операторов. При этом наблюдается медленный, но стабильный рост ARPU, который, прежде всего, связан с изменением во взаиморасчетах межу мобильными операторами, а также увеличением платежеспособности населения.
Исходя из среднестатистических данных по российскому рынку, можно оценить долю операторов в Челябинской области по выручке. Среди операторов «большой тройки» нет явного лидера: Билайн и МТС – по 22,8%, МегаФон – 22,1%, Utel – 18,0% и TELE2 – 14,4%.
По данным операторов сотовой связи, в последнее время наметился стабильный рост доходов от дополнительных услуг.
- С каждым годом доля VAS-услуг в структуре ARPU заметно увеличивается. В третьем квартале 2007 года доля VAS-услуг в структуре ARPU абонента МТС по России составила 13%, тогда как в аналогичный период в 2006 году она составляла 12%, а в тот же период 2005 года - 10%, - подчеркнул директор по маркетингу ОАО «МТС» в Челябинске Артем Ратошнюк. - Эта тенденция характерна и для отдельных регионов, в том числе, для Челябинской области.
В челябинском «Уралсвязьинформе» также подтвердили рост выручки от неголосовых услуг.
- Мы действительно фиксируем рост доли дополнительных услуг, но он незначителен. В настоящее время голосовые услуги вместе с CMC составляют порядка 85%, GPRS - 3% и VAS - 12%, - привела данные Лариса Котышева, ведущий специалист отдела маркетинга челябинского отделения межрегионального филиала сотовой связи ОАО «Уралсвязьинформ» [Utel™].
В МегаФоне также фиксируют увеличение проникновение услуги «Мобильный Интернет». В среднем, ежемесячный прирост количества абонентов, использующих услугу составляет около 10%, а объем трафика, приходящийся на одного абонента МегаФон-Урал, возрастает на 12%. Конкретную долю абонентов, использующих GPRS/EDEGE Интернет в компании не раскрывают.
- За последние два года объем выручки от дополнительных услуг вырос практически в 1,5 раза. Самой популярной дополнительной услугой является отправка SMS-сообщений. Но и другие неголосовые сервисы приобретают все большую востребованность. Самыми растущими являются услуги на базе EDGE/GPRS – это MMS-сообщения, wap-доступ и «Мобильный Интернет». Выручка от этого вида услуг за два года увеличилась в 4,5 раза, - рассказал коммерческий директор челябинского отделения МегаФон-Урал Владислав Гуцул.
Подобное распределение выручки характерно и для «Вымпелкома».
- В настоящее время наши абоненты тратят на оплату дополнительных услуг примерно 20% от общей суммы платежей, при этом около половины от этой суммы приходится на долю SMS. За два последних года соотношение цифр изменилось несущественно, - констатировала Яна Тараданова, пресс-секретарь челябинского филиала «Вымпелком» [Билайн™]. - В то же время доля услуг на базе GPRS в общем объеме доходов от дополнительных услуг за это время выросла и сегодня достигает трети.
Все без исключения операторы уделяют большое внимание улучшению качества существующих услуг и внедрению новых, которые бы принесли дополнительную выручку. Многие игроки готовятся к развертыванию сетей UMTS/HSDPA [сети третьего поколения].
- Наиболее приоритетные направления развития для нас сейчас – это дальнейшее повышение качества обслуживания абонентов, а также запуск новых сервисов. Основные наши инициативы будут направлены на максимальное удовлетворение потребностей тех клиентов, которые уже сделали выбор в нашу пользу, - озвучил перспективы Артем Ратошнюк. - Кроме того, наши усилия будут направлены на строительство сети 3G. Сеть 3G МТС появится в Челябинской области, прежде всего в Челябинске и Магнитогорске, в первой половине 2009 года.
Для МегаФона приоритетными направлениями в 2008 году являются увеличение темпов роста выручки и доли рынка, внедрение инновационных услуг, улучшение качества сети и обслуживания.
- В этом году мы также планируем включить в сферу предоставления льготного внутрисетевого роуминга и другие регионы, которые граничат с зоной действия МегаФон-Урал, - поделился планами Владислав Гуцул.
«Вымпелком» делает основной упор на услуги и сервисы, ориентированные на пользователей, не забывая при этом о качестве обслуживания.
- Мы в первую очередь заинтересованы в повышении качества сервисного обслуживания абонентов, развитию корпоративного рынка компании и увеличения доходов от VAS-услуг, - заявила Яна Тараданова.
В целом же рынок сотовой связи Южного Урала можно назвать зрелым и устоявшимся. Но, 2008 год обещает быть весьма интересным. В первую очередь это связано с ожидаемой и вполне естественной продажей мобильных активов «Уралсвязьинформа» и последующей реакцией рынка.