/ / Бизнес

Выручка оператора МТС и других активов группы оказалась немного ниже консенсус-прогноза аналитиков, а вот OIBDA, напротив, слегка превзошла прогнозы. Негативное воздействие на темпы роста выручки по итогам периода оказали слабые розничные продажи, а также замедление роста в сегменте телекоммуникаций и банковском бизнесе.

Группа МТС раскрыла отчётность за первый квартал: телеком и финтех замедляются.

Выручка МТС по в январе-марте 2025 года увеличилась на 8,8% год к году. Доход от сервисов связи увеличился на 4,8% год к году, что демонстрирует замедление темпов роста по сравнению с прошлыми периодами. На протяжении всего квартала компания наблюдала за ситуацией на рынке и только в конце марта проиндексировала тарифы. При этом менеджмент сообщил, что повышение цен было меньше инфляции. Ожидается, что основной эффект от этого повышения будет отражен уже в следующем отчетном периоде.

Абонентская база оператора МТС увеличилась как квартал к кварталу, так и год к году, достигнув 82,7 млн. Число экосистемных клиентов выросло на 15% за год и составило 16,9 млн.

В первом квартале 2025 года продолжился рост базы пользователей МТС Premium и конвергентных тарифов. Рекламный сегмент отчитался о росте выручки на 45,5% за год, что меньше результата прошлых кварталов, но заметно лучше динамики рекламного рынка. И рекламные и маркетинговые технологии в рамках сегмента показали рост доходов, но доля цифровой рекламы продолжила постепенно расти за счет более высоких темпов. Важными драйверами роста была работа МТС с Telegram и блогерским сообществом.

МТС Банк в первом квартале продемонстрировал дальнейшее замедление темпов роста выручки до 18,4% год к году. Розничный кредитный портфель снизился второй квартал подряд на фоне общего охлаждения рынка в условиях высоких ставок.

Продажи розничной сети упали более чем на 18% за год, на что в значительной степени повлияло сокращение покупок устройств в кредит. Количество розничных точек снизилось почти на 200 единиц по сравнению с четвёртым кварталом 2024 года и почти на 300 год к году в рамках продолжающейся оптимизации. Руководство МТС отмечало, что розница всегда отличалась высокой волатильностью. В будущие кварталы результаты могут быть более ровными, без столь значительных движений.

OIBDA группы за год выросла на 7,1%, что стало самым высоким ростом за последнее время. В компании сообщили, что принятые меры экономии позволили улучшить динамику показателя. Основное влияние мер компании отображается в затратах SG&A, доля которых в процентах от выручки упала на 2,6 п.п. год к году. Руководство МТС сообщило, что в первом квартале по большей части отразилось сокращение затрат административной части. Ожидается, что во втором квартале положительный эффект будет более выраженным: начнёт действовать сокращение инвестиций в объявленные ранее проекты.

Чистая прибыль за год упала на 86,7%, что в МТС объясняют высокими расходами на обслуживание долга.  

Компания намерена сократить CAPEX по итогам года на 10-15% в годовом исчислении. При этом первый квартал с этой точки зрения не показательный, объясняют в МТС. В этом периоде произошла крупная закупка оборудования. Чистый долг компании уменьшился в абсолютных значениях и также до 1,8х снизился показатель долговой нагрузки ND/OIBDA. Оптимизация капитальных затрат в совокупности с контролем долга и ростом финансовых показателей должны оказать поддержку свободному денежному потоку группы в этом году.

За день до релиза отчетности были анонсированы дивиденды за 2024 года в размере 35 рублей на акцию, что дает доходность 16,4% к текущей цене. Размер выплат не стал сюрпризом, так как полностью соответствует минимуму по дивидендной политике и прежним заявлениям руководства МТС. В ходе звонка менеджмент сообщил, что планирует придерживаться анонсированной дивидендной политики на протяжении всего срока ее действия. В компании также заявили, что изучат ситуацию с ранее распределенными дивидендами, которые в силу существующих ограничений инвесторы не смогли получить. Есть вероятность, что средства, согласно законодательству, будут возвращены назад компании и пополнят базу будущих выплат. CFO оператора добавил, что речь идет о существенной сумме, но конкретной цифры пока не раскрыл.

МТС продолжает подготовку рекламного бизнеса и сервиса кикшеринга к IPO. Технически обе компании будут готовы к размещению уже осенью текущего года и могут выйти на биржу весной 2026 года. Точные сроки будут зависеть от конъюнктуры рынка и начала цикла снижения ставок. Успешные размещения могут положительно повлиять на оценку МТС.