Операторы мобильной связи подводят первые итоги программ по противодействию мошенничествам в мобильных сетях. Так, с начала года специалисты компании «МегаФон» обработали около 44 тыс. жалоб абонентов и заблокировали более 200 сайтов мошенников. Остальные операторы демонстрируют схожую динамику. Причем больше всего досталось контент-провайдерам, на действия которых приходились более 75% всех жалоб.

С начала года операторы связи реализует комплексную программу, призванную оградить абонентов от действий злоумышленников. Среди основных направлений - ужесточение требований к контент-провайдерам, разработка и внедрение специальных сервисов, информирование абонентов о схемах мошенничества и способах защиты, а также оперативное разрешение претензионных обращений. О первых итогах этой деятельности на пресс-конференции рассказал МегаФон.

В частности, в июне 2010 года МегаФон запустил интернет-проект, посвященный практическим советам по противодействию мобильным мошенникам - портал stopfraud.megafon.ru. Оператор активно использует технологию автоматического информирования о стоимости контента по ряду коротких номеров. Также МегаФон запустил бесплатную услугу «Мобильный прайс», позволяющую узнать стоимость исходящих SMS на короткие номера. 

Презентация об итогах противодействия мошенничеству в сети оператора МегаФон.
- За первые шесть месяцев 2010 года количество жалоб на контент-провайдеров, поступающих в нашу компанию, снизилось в 4 раза, на конец июня рассмотрено около 44 тыс. заявлений. Почти 100% жалоб решаются в пользу абонентов. С начала года мы вернули более 1 млн. рублей, незаконно списанных со счетов мобильных телефонов, - отметил начальник департамента по борьбе с мошенничеством компании МегаФон Сергей Хренов.

Между тем пик мошеннической активности пришелся на февраль 2010 года. Тогда в сети МегаФон количество фрод-инцидентов [фрод - несанкционированный доступ к услугам связи, а также получение услуг в режиме неправомочного доступа] с участием коротких номеров выросло в 35 раз по сравнению с февралем 2009 года.

В Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в январе – апреле 2010 года поступило в три раза больше жалоб, чем за весь 2009 год!

По данным TelecomDaily, обману мошенников поддался каждый пятый житель России. Объем доходов от недобросовестного ведения бизнеса рядом игроков рынка в самые удачные для них месяцы достигал $5-6 млн. Годовой доход мошенников превышает $160 млн. долларов.

 По данным TelecomDaily, обману мошенников поддался каждый пятый житель России.

Чаще всего в мошеннических схемах использовались и продолжают использоваться короткие номера. Тот же МегаФон в начале июля был вынужден заблокировать несколько номеров, выделенных контент-провайдеру ЗАО «Контент-провайдер Первый Альтернативный». После этого, МегаФону пришлось внести в договоры с контент-провайдерами пункты, ограничивающие условия работы с короткими номерами. От действий «Первого Альтернативного» также пострадали абоненты других участников «большой четверки» – «Билайн», МТС и TELE2. Часть коротких номеров были заблокированы и ими. Много жалоб и нареканий также поступает в адрес контент-провайдеров «Инкор-медиа» и «Нева-лайн», но об их отключении от «сети» пока речи не идет.

- МегаФон намерен  развивать и совершенствовать методы борьбы с мобильными мошенниками. Мы уверены, что только активные и скоординированные усилия всех заинтересованных сторон и внедрение передовых технологий для борьбы со злоумышленниками способны решить эту значимую проблему и минимизировать ущерб от незаконных действий мошенников, - подчеркнул Сергей Хренов.

Другие операторы также активно работают над сокращением количества мошенничеств с короткими номерами. Согласно новым правилам, принятым в МТС, в случае мошеннических действий, провайдер возвращает незаконно полученные средства абонентам. Если количество жалоб на контент-провайдера превысит установленный порог, оператор может расторгнуть договор с ним и внести его в «черный список», что исключит возможность повторного подключения недобросовестного провайдера через других контент-провайдеров. Более того, оператор контролирует рекламные материалы контент-провайдеров, проверяя достоверность информации о предоставляемых провайдерами услугах. 

Презентация об итогах противодействия мошенничеству в сети оператора МегаФон.

В марте 2010 года МТС ввели в действие новую платформу для работы с короткими номерами MSDP. Функционал платформы позволяет оператору полностью контролировать процесс предоставления услуг за счет регистрации контент-провайдеров и определения их прав для различных видов дополнительных услуг.

Помимо этого программа включает бесплатный сервис для абонентов «Инфоконтент», принудительное информирование абонентов о стоимости контента с необходимостью подтвердить желание воспользоваться платным сервисом, а также активное информирование абонентов.

 Абоненты сотовых операторов выступают против засилия мошенников.

В начале июля в рамках комплексной программы по противодействию мошенничеству МТС запустила «Горячую линию» 1911 для сбора информации о фактах мошенничества с использованием мобильной связи. Все эти меры, по информации  пресс-службы МТС, позволили снизить количество жалоб абонентов более чем в три раза за полгода.

«Билайн» также не обходит стороной вопросы противодействия мошенничеству. Оператор ввел санкции в отношении всех контент-провайдеров, допустивших использование своих ресурсов в мошеннических целях. Если нарушение допустил субпровайдер, то отвечать за него будет агент, имеющий прямой договор.

В июле 2010 года была запущена услуга выборочного доступа к сервисам, предоставляемым контент-провайдерами. Это позволило ограничить доступ абонентов к нежелательному контенту. Услуга предоставляется в двух вариантах: создание «черного списка» номеров (блокировка тех коротких номеров, на которые запрещен доступ с данного номера) и создание «белого списка» номеров (указываются номера, к которым разрешен доступ,  все остальные короткие номера блокируются).

Кроме того, «Билайн» уже несколько лет развиваем программу «Мобильная грамотность», цель которой – помочь абонентам не попасться на уловки мошенников и сохранить свои деньги. В рамках этой программы «Билайн» информирует клиентов о том, как не стать жертвой обмана.

В пресс-службе оператора «Билайн» отметили, что «пик обращений по мобильному мошенничеству в нашей сети пришелся на 2009 год. В настоящее время благодаря комплексу мер количество обращений снизилось в разы».