Операторы мобильной связи подводят первые итоги программ по противодействию мошенничествам в мобильных сетях. Так, с начала года специалисты компании «МегаФон» обработали около 44 тыс. жалоб абонентов и заблокировали более 200 сайтов мошенников. Остальные операторы демонстрируют схожую динамику. Причем больше всего досталось контент-провайдерам, на действия которых приходились более 75% всех жалоб.
С начала года операторы связи реализует комплексную программу, призванную оградить абонентов от действий злоумышленников. Среди основных направлений - ужесточение требований к контент-провайдерам, разработка и внедрение специальных сервисов, информирование абонентов о схемах мошенничества и способах защиты, а также оперативное разрешение претензионных обращений. О первых итогах этой деятельности на пресс-конференции рассказал МегаФон.
В частности, в июне 2010 года МегаФон запустил интернет-проект, посвященный практическим советам по противодействию мобильным мошенникам - портал stopfraud.megafon.ru. Оператор активно использует технологию автоматического информирования о стоимости контента по ряду коротких номеров. Также МегаФон запустил бесплатную услугу «Мобильный прайс», позволяющую узнать стоимость исходящих SMS на короткие номера.
Между тем пик мошеннической активности пришелся на февраль 2010 года. Тогда в сети МегаФон количество фрод-инцидентов [фрод - несанкционированный доступ к услугам связи, а также получение услуг в режиме неправомочного доступа] с участием коротких номеров выросло в 35 раз по сравнению с февралем 2009 года.
В Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в январе – апреле 2010 года поступило в три раза больше жалоб, чем за весь 2009 год!
По данным TelecomDaily, обману мошенников поддался каждый пятый житель России. Объем доходов от недобросовестного ведения бизнеса рядом игроков рынка в самые удачные для них месяцы достигал $5-6 млн. Годовой доход мошенников превышает $160 млн. долларов.
Чаще всего в мошеннических схемах использовались и продолжают использоваться короткие номера. Тот же МегаФон в начале июля был вынужден заблокировать несколько номеров, выделенных контент-провайдеру ЗАО «Контент-провайдер Первый Альтернативный». После этого, МегаФону пришлось внести в договоры с контент-провайдерами пункты, ограничивающие условия работы с короткими номерами. От действий «Первого Альтернативного» также пострадали абоненты других участников «большой четверки» – «Билайн», МТС и TELE2. Часть коротких номеров были заблокированы и ими. Много жалоб и нареканий также поступает в адрес контент-провайдеров «Инкор-медиа» и «Нева-лайн», но об их отключении от «сети» пока речи не идет.
- МегаФон намерен развивать и совершенствовать методы борьбы с мобильными мошенниками. Мы уверены, что только активные и скоординированные усилия всех заинтересованных сторон и внедрение передовых технологий для борьбы со злоумышленниками способны решить эту значимую проблему и минимизировать ущерб от незаконных действий мошенников, - подчеркнул Сергей Хренов.
Другие операторы также активно работают над сокращением количества мошенничеств с короткими номерами. Согласно новым правилам, принятым в МТС, в случае мошеннических действий, провайдер возвращает незаконно полученные средства абонентам. Если количество жалоб на контент-провайдера превысит установленный порог, оператор может расторгнуть договор с ним и внести его в «черный список», что исключит возможность повторного подключения недобросовестного провайдера через других контент-провайдеров. Более того, оператор контролирует рекламные материалы контент-провайдеров, проверяя достоверность информации о предоставляемых провайдерами услугах.
В марте 2010 года МТС ввели в действие новую платформу для работы с короткими номерами MSDP. Функционал платформы позволяет оператору полностью контролировать процесс предоставления услуг за счет регистрации контент-провайдеров и определения их прав для различных видов дополнительных услуг.
Помимо этого программа включает бесплатный сервис для абонентов «Инфоконтент», принудительное информирование абонентов о стоимости контента с необходимостью подтвердить желание воспользоваться платным сервисом, а также активное информирование абонентов.
В начале июля в рамках комплексной программы по противодействию мошенничеству МТС запустила «Горячую линию» 1911 для сбора информации о фактах мошенничества с использованием мобильной связи. Все эти меры, по информации пресс-службы МТС, позволили снизить количество жалоб абонентов более чем в три раза за полгода.
«Билайн» также не обходит стороной вопросы противодействия мошенничеству. Оператор ввел санкции в отношении всех контент-провайдеров, допустивших использование своих ресурсов в мошеннических целях. Если нарушение допустил субпровайдер, то отвечать за него будет агент, имеющий прямой договор.
В июле 2010 года была запущена услуга выборочного доступа к сервисам, предоставляемым контент-провайдерами. Это позволило ограничить доступ абонентов к нежелательному контенту. Услуга предоставляется в двух вариантах: создание «черного списка» номеров (блокировка тех коротких номеров, на которые запрещен доступ с данного номера) и создание «белого списка» номеров (указываются номера, к которым разрешен доступ, все остальные короткие номера блокируются).
Кроме того, «Билайн» уже несколько лет развиваем программу «Мобильная грамотность», цель которой – помочь абонентам не попасться на уловки мошенников и сохранить свои деньги. В рамках этой программы «Билайн» информирует клиентов о том, как не стать жертвой обмана.
В пресс-службе оператора «Билайн» отметили, что «пик обращений по мобильному мошенничеству в нашей сети пришелся на 2009 год. В настоящее время благодаря комплексу мер количество обращений снизилось в разы».