Смартфон становится основным инструментом досуга у россиян. Об этом свидетельствуют результаты исследование сервиса ЮKassa, проведённого в первой половине 2025 года. Почти половина опрошенных (45%) заявили, что именно телефон является их любимым устройством для игр. При этом на один игровой сеанс люди тратят от 30 до 60 минут. Играют, как правило, дома.

По данным ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) в первом полугодии 2025 года оборот игровых площадок не изменился по сравнению с июлем – декабрём 2024 года, при этом покупок стало на 11% больше, а средний чек снизился на 10% и составил 529 рублей.
Эксперты отмечают, что наблюдается сдвиг в монетизации игрового рынка — рост числа транзакций при снижении среднего чека. Этому способствует переход к модели free-to-play, которая нацелена не на мгновенную конверсию, а на масштабирование аудитории. Сначала пользователь играет бесплатно, затем ему начинают предлагать недорогие покупки — скины, бустеры, дополнительные жизни. Постепенно геймер приучается к тратам, которые становятся всё больше. В результате игровые компании получают более широкую аудиторию и стабильный доход, а игроки — доступ к качественному контенту без серьёзных первоначальных вложений.
Опрос пользователей подтверждает, что игровая индустрия перестала быть нишевым развлечением и превратилась в по-настоящему массовый досуг. Этот переход подтверждается и частотой игровых сессий: 42% участников опроса играют в видеоигры каждый день, а 21% — несколько раз в неделю. Большинство опрошенных (42%) играют и онлайн, и офлайн. Почти столько же (41%) отдают предпочтение онлайн-формату, а 17% играют только офлайн.
Вопрос о любимом жанре, предполагавший множественный выбор, показал, что популярнее всего оказались шутеры — их предпочитают 13% респондентов. На втором месте — экшн (12%), на третьем — стратегии и симуляторы (по 10%). Самым непопулярным жанром стал файтинг — на него пришлоь лишь 2% ответов.
Исследование показало, что смартфон стал основным игровым устройством для 45% игроков. Компьютеры предпочитают 37% опрошенных, а ноутбуки — 12%. Доля консолей и планшетов остаётся незначительной — на них приходится 4% и 2% соответственно.
Основным преимуществом смартфонов большинство респондентов (54%) считают то, что игры для таких устройств в основном бесплатные. Ещё 41% отмечает удобство игры в дороге, 35% указывают на наличие интересных тем и жанров, а у 26% просто нет других устройств для игр. Среди прочих плюсов формата упоминали также быстрый и удобный вход в игру, возможность просто отвлечься от дел или поиграть перед сном.
Что касается недостатков мобильных игр, главным из них большинство участников опроса (68%) считают обилие рекламы. Ещё 27% раздражает, что от игр быстро садится батарея в телефоне, 25% обращают внимание на навязчивую монетизацию, а 15% — на неудобство управления игрой с небольшого экрана.
При выборе игр для мобильных устройств 35% опрошенных чаще всего ориентируются на жанры, а 30% обращают внимание на рекламу в других играх и приложениях. Ещё 10% прислушиваются к рекомендациям друзей, 9% ищут по подборкам в магазинах приложений, 7% — по обзорам блогеров или игровых СМИ. Оставшиеся пользуются разными инструментами или вообще не ищут новинки и играют в то, к чему привыкли.
Более половины респондентов (55%) предпочитают играть в одиночные игры. Ещё 20% иногда готовы к кооперациям, если игра подразумевает такой формат, 14% часто играют с другими геймерами из своего сообщества, гильдии или клана, а 11% — с друзьями или знакомыми.
Несмотря на то, что играть со смартфона можно в любом месте, подавляющее большинство опрошенных (65%) делает это в свободное время дома. Только 12% играют в перерывах на работе или учёбе, 6% — когда едут на работу или учёбу, ещё 6% — в более долгих поездках и путешествиях, а 4% — в очередях или во время ожидания. Оставшиеся играют по настроению, когда появляется время или только перед сном.
Опрос показал, что 37% игроков проводят за мобильными играми более часа за сеанс, ещё 35% ограничиваются получасом-часом. Такая продолжительность сессий показывает, что мобильный гейминг уже не ассоциируется исключительно с короткими перерывами между делами. Только 22% уделяют игре по 15-30 минут, а 6% — меньше 15 минут за раз.
Несмотря на доминирование free-to-play модели — 41% всех опрошенных играет только в бесплатные игры, — значительная часть аудитории готова к тратам. Большинство платящих игроков (29%) тратят на игры на любых устройствах до тысячи рублей в месяц. Ещё 17% тратят от одной до пяти тысяч, 7% — от пяти до десяти тысяч, 6% — более десяти тысяч рублей в месяц.
При этом большинство разделяет консервативный подход к покупкам: 45% приобретают игры и контент в официальных магазинах, а 12% — на сторонних сайтах. Однако «серый» рынок всё ещё силён: 43% признались, что скачивают игры с торрентов.
В самих мобильных играх 57% опрошенных не тратят деньги. А те, кто тратит, в основном покупают внутриигровые предметы или валюту (32%). Реже тратят на подписки (6%) и разблокировку платных уровней или функций (4%). Интересно, что за отключение рекламы, которая раздражает более двух третей игроков, готов платить лишь 1% респондентов"