ФАС возбудила дело против МТС и «Билайна», посчитав, что между операторами существует ценовой сговор при продажах в России коммуникатора Apple iPhone.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заподозрила операторов МТС и «Билайн» в ценовом сговоре при продажах на территории России коммуникатора iPhone. Информация об этом появилась сегодня на сайте государственного ведомства.

«Согласно сведениям, представленным группой компаний Apple, отпускные оптовые цены на смартфоны с сентября 2010 г. до настоящего времени не изменялись, рекомендации покупателям смартфонов в отношении цен на смартфоны в России не давались, контроль за ценовой политикой «ВымпелКом» и «МТС» не осуществлялся. Тем не менее, цены на эти мобильные телефоны в большинстве точек продаж были идентичными», - указывает ФАС в своем сегодняшнем сообщении.

По мнению антимонопольщиков, такая ситуация сложилась «из-за наличия между импортерами соглашения об отказе от конкурентной борьбы и согласовании общих условий обращения товара». Как утверждают в ФАС, отпускные оптовые цены на смартфоны с сентября 2010 года до настоящего времени не изменялись, рекомендации покупателям в отношении цен на устройства в России не давались, контроль за ценовой политикой «ВымпелКома» и МТС не осуществлялся. Тем не менее цены на iPhone 4 в большинстве точек продаж были идентичными — 27 тыс. и 31 тыс. рублей (около $850 и $1000) за модели с 16 и 32 ГБ памяти.

Напомним, что МТС и «Вымпелком» (работающий под брендом «Билайн») - единственные импортеры iPhone на территории России. Третий оператор «большой тройки» «Мегафон» в закупках коммуникатора Apple с 2009 г. не участвует.

Дело по нарушению п. 1 ч.1 статьи 11 закона «О защите конкуренции» (по факту согласованных действий) в отношении «МТС» и «Вымпелком» возбуждено ФАС 6 октября 2011 года.

Так выглядит новый iPhone 4.

ФАС сообщает, что помимо операторов к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Apple Inc., Apple (UK) Limited., Apple Sales International, «Русская телефонная компания», «Связной Логистика», «Евросеть-Ритейл», «Белый Ветер Цифровой», «Мобиленд», «МобилСовет», «Эльдорадо», «реСтор», «Альт Телеком М», «Эй энд Ди Ди компании», «БизнесПРО», «КАНОН-ТРЕЙД», «Алектрона», «ТелеЛогистика», «Эр-Стайл».

Мы обратились к компаниям, фигурирующим в сообщении на сайте ФАС России, с просьбой прокомментрировать сложившуюся ситуацию.

- МТС пока не получила документы от ФАС, поэтому не может детально проанализировать претензии регулятора. При этом судя по информации, опубликованной на сайте ФАС, - это не обвинительный вердикт, а сообщение о возбуждении дела, в рамках которого ФАС должна провести детальное расследование, разобраться и по результатам вынести решение. И мы надеемся, что анализ рынка смартфонов в России не даст ФАС оснований сделать обвинительный вердикт, - рассказывает Дарья Вольхинапресс-секретарь МТС-Урал.

В компании также пояснили, что определяют стоимость телефонов и других устройств, исходя из конкурентной рыночной ситуации в рамках действующего законодательства. При этом в течение 2010-2011 года МТС как снижала, так и повышала цены на iPhone 4 и другие импортируемые смартфоны, исходя из ситуации на рынке. Так, например, в ноябре 2010 года рост цен на iPhone был спровоцирован резким скачком евро по отношению к рублю, а именно в евро МТС ведет расчеты с производителем iPhone. В мае 2011 года МТС, напротив, снизила цены, так как вывод на российских рынок сразу нескольких новых моделей смартфонов крупнейших вендоров (Nokia, Sony Ericsson Samsung Galaxy) спровоцировал падение спроса на iPhone 4. При этом доля iPhone на российском рынке смартфонов составляет порядка 5% и Nokia, HTC, Samsung выпускают сопоставимые с iPhone модели по стоимости и функционалу.

Вокруг цены iPhone 4 в России разгорелся скандал.

Что касается сравнения российских и европейских цен, то в МТС пояснили, что на европейском рынке большая часть телефонов продается по схеме субсидирования – оператор продает телефоны ниже себестоимости при подключении абонента на долгосрочный контракт, обеспечивающий гарантированное пользование услугами связи за абонентскую плату в течение определенного времени. В России такая модель продажи телефонов запрещена законодательством. Если бы наше законодательство было бы похожим на европейское, то и цены имели бы тот же порядок, что и в Европе.

В «Вымпелкоме» также не получали никаких документов от ФАС, но предоставили в ведомству все необходимые документы, и готовы и далее взаимодействовать с ФАС в конструктивном ключе. В компании отрицают наличие какого-либо ценового сговора и соглашения об отказе от конкурентной борьбы и согласования условий обращения товара между нами и МТС.

- Мы полагаем, что озвученная Федеральной антимонопольной службой информация, к сожалению, может являться неточной, особенно в части тезиса о том, что цены на мобильные телефоны в большинстве точек продаж были идентичными. В собственной розничной сети, где мы устанавливаем цены для конечных потребителей, цены на iPhone4 и их динамика обуславливались набором объективных рыночных и конкурентных факторов в дополнение к стандартной модели ценообразования, включающей в себя отгрузочную цену, налоги , предусмотренные НК РФ, таможенные сборы, авторский сбор и операционные расходы, - отмечает Светлана Рычкова, специалист по связям с общественностью уральского филиала оператора «Билайн».

В компании полагают, что выделение рынка iPhone 4 в качестве отдельного товарного рынка некорректно - согласно Сертификату соответствия на iPhone4 – это абонентская радиостанция стандарта GSM. «На наш взгляд, правильнее говорить о рынке смартфонов - то есть идентичных по своему функционалу и техническим характеристикам телефонов (например Samsung GalaxyS, Nokia N8, BlackBerry Torch 9860, HTC Incredible S, Sony Ericsson Xperia и др), диапазон розничных цен на которые крайне широк (у разных продавцов от 4-6 тыс. рублей до более 40 тыс. рублей). При этом доля iPhone4 как в целом на рынке телефонов, так и на рынке смартфонов крайне незначительна (в нашей базе около 0,4% от всех телефонов и около 4% от всех смартфонов), что дает возможность классифицировать эту модель телефона как предмет роскоши».

Задняя поверхность четвертого айфона.

Стоит также отметить, что в условиях российского рынка, где объем «серого» импорта телефонов, и в частности смартфонов очень значителен этот сегмент рынка оказывает существенное влияние на формирование рыночной цены и в целом на рынок мобильных телефонов, и говорить о наличии возможности у двух игроков для установления согласованных цен для конечного потребителя, некорректно.

Ритейлеры также высказывают недоумение по поводу заявления антимонопольного ведомства.

- Наценка, которую операторы делали, была настолько мала, что вообще непонятно, о чем идет речь, - считает Александр Малис, президент компании «Евросеть». - Что же им в убыток себе работать?

- Цены на товары, реализуемые в магазинах «Связной», устанавливаются согласно принятой в компании стратегии – не выше средних по рынку. Мы хотим, чтобы нашим клиентам было не только удобно, но и выгодно покупать у нас. Для этого мы ежедневно мониторим ситуацию на рынке и, при необходимости, реагируем на эту ситуацию. Мы закупаем iPhoneкак у МТС, так и у Вымпелкома. Мы не влияем и не контролируем цены наших поставщиков - вендоров или операторов. Мы закупаем у них товары по тем ценам, которые они нам озвучивают и предлагают, - поясняет Елена Ноготкова, руководитель отдела по связям с общественностью ГК «Связной».

Эксперты рынка также удивлены позицией ФАС России. Они отмечают, что политика Apple в отношении России до сих пор формируется по остаточному принципу. Как результат в моменты высокого спроса (праздники или запуск новой модели) российские операторы испытывают определенные сложности с поставками. Все это и отражается на цене.