Доля людей, которым мошенники звонят с неизвестных номеров, выросла по итогам 2024 года до 61%. При этом различные спам-звонки в 2024 году получали больше 90% пользователей. Об этом говорится в аналитическом отчёте «Лаборатории Касперского» на основе статистики приложения Kaspersky Who Calls.
Как отмечают в «Лаборатории Касперского», в минувшем году доля российских абонентов мобильных операторов связи, которые столкнулись со звонками с подозрением на мошенничество с неизвестных номеров, выросла на 18% по сравнению с 2023 годом и составила 61%.
Всё чаще для обмана используется многоступенчатая система звонков. Например, при первом звонке злоумышленники представляются сотрудниками организаций из сферы ЖКХ и просят назвать не связанную с финансами информацию, например, продиктовать показания счётчиков. Если жертва продолжила общение со звонящими, обычно её уведомляют о необходимости замены счётчиков, на которую якобы надо записаться, используя одноразовый код от личного кабинета информационной системы. Таким образом киберпреступники получают доступ к аккаунту жертвы и запрашивают от её имени какую-либо справку, которая не требует дополнительного подтверждения.
В дальнейшем мошенники связываются с жертвой уже через несколько дней, в этот раз представляясь регуляторами. Они сообщают о взломе личного кабинета, пугают информацией об оформленном на пользователя кредите и просят оказать содействие. В дальнейшем схема развивается традиционно: злоумышленники вынуждают жертву подтвердить транзакцию, снять и передать им средства, привязать новое устройство к банковской системе или получить доступ к онлайн-банку, чтобы украсть деньги жертвы.
Среди других приёмов телефонных мошенников - предварительная переписка с потенциальной жертвой в мессенджерах. В рамках такого общения человеку высылают ссылки на вредоносное ПО, например, на троянцев с функцией удалённого доступа под видом полезных приложений. Нередки случаи с отправкой предзаписанных голосовых дипфейков, а также звонки с иностранных номеров, которые человек может принять за региональные.
О росте многоступенчатых атак говорят представители МТС. В течение 2024 года компания заблокировала более 18 миллионов попыток мошенников создать фиктивные аккаунты на российских платформах и в сервисах или получить доступ к личным аккаунтам пользователей.