Согласно исследованию ритейлера «М.Видео-Эльдорадо», большинство жителей России (68%) приобретают новые смартфоны раз в три года или чуть реже. Из них почти половина пользователей (43%) продолжают пользоваться одним устройством больше трех лет подряд, а четверть опрошенных (25%) обновляет гаджеты приблизительно раз в три года. Ежегодная замена смартфонов характерна лишь для незначительной доли потребителей (9%).

Среди основных причин обновления устройств респонденты выделяют следующие: техническая деградация и ухудшение производительности (53%), механические повреждения (23%), появление новых моделей с расширенным функционалом (15%). Дополнительные факторы: быстрый износ батареи, нехватка внутренней памяти и прекращение технической поддержки производителем.

Отмечается повышение уровня осознанности покупателей при выборе нового телефона. Всего 15% готовы выделить сумму свыше 80 тыс. рублей на покупку современного аппарата. Наиболее комфортная цена покупки нового телефона находится в диапазоне от 20 до 30 тыс. рублей (23%), далее следуют категории от 30 до 50 тыс. рублей (21%) и до 20 тыс. рублей (20%). Менее популярной оказалась покупка смартфонов стоимостью от 50 до 80 тыс. рублей (13%), а 8% не готовы приобретать аппарат дороже 10 тыс. рублей.

Перед покупкой техники покупатели склонны проводить аналитическое исследование рынка: около двух третей участников исследования (62%) знакомятся с обзорами и техническими характеристиками, почти треть придерживается бренда своего прошлого устройства (40%), треть (35%) смотрит видеоролики-обзоры, шестнадцать процентов консультируются с близкими людьми, девять процентов доверяют рекомендациям продавцов-консультантов магазинов. Остальная часть принимает решение исходя из стоимости и удобства эксплуатации либо выбирает технику интуитивно.

Самыми популярными брендами смартфонов у российских потребителей являются: Samsung (38%), Apple (32%) и Xiaomi вместе с дочерними марками Redmi и Poco (31%). За ними следуют HONOR (20%), Huawei (18%), Realme (14%), Tecno (8%), OPPO (6%) и Vivo (6%). Помимо перечисленных среди ответов встречаются бренды Infinix, OnePlus, Sony, Nothing, Google Pixel, Iqoo и Nokia.

Операционная система имеет важное значение для значительной части аудитории (68%). Даже при неограниченном бюджете большая доля предпочитает систему Android (63%), меньшая — iOS (33%). Приверженцев китайской системы HarmonyOS оказалось совсем немного (4%). Пользователи демонстрируют осторожное отношение к современным искусственным интеллектуальным решениям, оценивая их значимость средним баллом в 3,2 по пятибалльной шкале («важны скорее, но решающего значения не имеют»). Основная масса потребителей акцентирует внимание на базовых характеристиках: надежности, долговечности заряда и удобстве интерфейса.

Старое оборудование практически никак не используется пользователями: треть владельцев (30%) оставляет неиспользуемые телефоны дома, каждый четвертый сохраняет их в качестве резервного варианта (27%), каждая пятая семья передает старые аппараты родным или знакомым (22%), одна седьмая продаёт бывшие в употреблении устройства (17%), лишь небольшая часть избавляется от старых телефонов, сдавая их на переработку (4%).

Около трети респондентов прибегают к финансовым инструментам покупки, таким как рассрочка или кредитование (34%). Две трети предпочитают единовременную оплату (66%). Более половины опрашиваемых (51%) ожидают срока службы смартфона минимум пять лет без существенных неисправностей, четверть довольствуется сроком эксплуатации до трех лет (23%), одна шестнадцатая ожидает работоспособности до восьми-десяти лет (17%), остальные распределились между ожиданием вечной исправности (7%) и коротким периодом жизни устройства — один год (2%).