По итогам 2021 года совокупная выручка от продажи программных продуктов российских разработчиков выросла на 19% относительно уровня 2020 года и превысила 1,5 трлн рублей. При этом прирост продаж на внутреннем рынке и зарубежных продаж оказался абсолютно одинаковым.

Доходы российский разработчиков ПО выросли на 20%: подробности.

Ассоциация РУССОФТ в рамках собственного ежегодного исследования софтверной индустрии России опубликовала финансовые итоги работы компаний за 2021 год. Они почти на 100% соответствуют объявленным ранее предварительным результатам работы предприятий индустрии.

Так, совокупный оборот софтверных предприятий увеличился на 19%. Однако даже символической разницы между приростом зарубежных продаж и увеличением продаж на внутреннем рынке выявить не удалось, отмечают эксперты. Продажи внутри России и экспорт выросли в долларовом эквиваленте на 17%.

В результате, общая выручка софтверных компаний в 2021 году составила 1,56 трлн рублей ($21,2 млрд). Продажи на внутреннем рынке составили 815 млрд рублей ($11,1 млрд.), а за рубеж - 745 млрд рублей ($10,1 млрд.).

Как отмечают авторы исследования из Ассоциации РУССОФТ, значительная часть российских софтверных компаний научилась переориентироваться с внешних рынков на внутренний или с внутреннего на внешние, реагируя на изменение спроса.

Росту показателей на российском рынке способствовала благоприятная для отечественных разработчиков ПО ситуация на внутреннем рынке. Если в отдельные годы не наблюдалось значительного его расширения, то в 2021 году место на нём начали освобождать зарубежные компании (в большой степени из-за санкционной политики США и за счет политики импортозамещения, вызванной снижением доверия к американским и европейским разработчикам программного обеспечения).

Выручка российских разработчиков программного обеспечения.

Часть компаний полностью переориентировалась на российский рынок. При этом их место заняли другие экспортёры, которые до этого работали только на российском рынке. Недавний опрос, проведённый РУССОФТ, показал, что у 3,5 % компаний экспортные доходы, имевшиеся в 2020 году, сократились до нуля в 2021 году. При этом практически аналогичное число компаний сообщило о наличии зарубежных продаж в 2021 году, хотя годом ранее у них не было экспортных доходов.