Среднестатистический житель Челябинской области тратит на услуги мобильной связи 249 рублей 40 копеек в месяц. Это на 18% ниже общероссийских показателей и на 45% меньше, чем в Москве. При этом самыми разговорчивыми на Южном Урале являются абоненты «МегаФона», а самыми экономными – пользователи Tele2. Такие данные содержатся в аналитическом отчете по рынку сотовой связи Челябинской области по итогам первого квартала 2012 года, подготовленном интернет-проектом «Будь мобильным».
Анализировать такой динамичный рынок, как мобильная связь, всегда интересно. Ты начинаешь понимать, что интересует людей, куда идут новые технологии. Вот и нынешнее исследование не стало исключением из этих правил.
Несмотря высокую конкуренцию и работу максимального количества мобильных операторов в Челябинской области (а их целых шесть), количество абонентов сотовой связи выросло за год на 11%. Хотя, куда расти при уровне проникновения в 165%, совершенно непонятно.
На начало апреля 2012 года активными были 5,95 млн. sim-карт (включая пользователей мобильного Интернета). Это не означает, что всеми этими «симками» пользовались реальные люди, но все они хотя бы раз за три последних месяца использовались для платных услуг связи. Всё чаще складывается ситуация, когда у одного человека сразу три и более sim-карт: одна карточка предназначена для голосовой связи, другая - для выхода в интернет, а третья - для роуминга и командировок.
Основная доля «новичков» пришлась на пользователей мобильного Интернета. Сейчас порядка 12% всех sim-карт используется только для доступа в Интернет, а это ни много ни мало 715 тыс. абонентов.
По оценкам аналитиков интернет-проекта «Будь мобильным», рынок сотовой связи Челябинской области за минувший год достиг уровня 17,5 млрд. рублей ($593 млн.), увеличившись по выручке на 8,5%.
Кто есть кто?
Распределение рынка по операторам в течение всего года менялось несколько раз. Самые отчаянные бои велись за второе и четвертое место. Но лидерство оператора Tele2 было незыблемым.
Лидером, как и год назад, является компания Tele2. Она занимает 30,9% рынка по абонентам, абонентская база составляет порядка 1,84 млн. человек. Несмотря на агрессивную ценовую политику со стороны «Билайна» и «Ростелекома», шведский оператор удержал первую позицию.
Представители компании отмечают, что добиться успеха смогли благодаря правильной стратегии и тарифной политике. В Тele2 традиционно большой популярностью пользовались тарифные планы с дешёвыми звонками на все направления. Одним из таких предложений стал тариф «Так просто»: 1 копейка на всех операторов Челябинской области и городские телефоны, начиная со второй минуты звонка.
Кроме того, востребованными были услуги, связанные с передачей коротких сообщений, а также услуга «Гудок».
- Популярностью пользуются дополнительные услуги нашей компании. Мы заботимся о психологическом спокойствии наших абонентов и поэтому услуга «Чёрный список», способная теперь блокировать нежелательные SMS, также пользуется большим спросом. Абоненты, проводящие много времени за серфингом в Интернете, полюбили нашу «Безлимитную Оперу мини», позволяющую, не задумываясь о мегабайтах, практически жить в сети, - рассказывает Светлана Галилеева, региональный управляющий директор « TELE2 Челябинск».
Второе место между собой разыграли МТС и «Билайн». Причем еще в начале года МТС уступал своему конкуренту, но к концу первого квартала сумел его опередить. Доля МТС оценивается на уровне 20,5% (1,22 млн. абонентов), а «Билайна» - 20,2% (1,2 млн. абонентов).
Причиной такой ожесточенной войны является удачный запуск федерального тарифа «Супер МТС» с бесплатными звонками внутри сети 30 минут в сутки, а также ростом цен на самых популярных тарифах у «Билайна». Абоненты полосатого оператора, осознав, что происходит, начали «сбегать» кто куда. Через несколько месяцев в «Билайне» запустили сразу несколько новых тарифов со сниженными ценами, но люди пока побаиваются снова подключаться.
- Характер потребления услуг нашими абонентами говорит о том, что пользователи предпочитают тарифы с уже включенными бесплатными пакетами минут, SMS или мегабайт трафика. Исходя из этого, МТС в Челябинской области в 2011 году предоставила возможность абонентам большинства тарифных планов полчаса в день общаться бесплатно внутри сети, в частности, на популярном «Супер МТС». Также популярностью пользуется тарифный план «MAXI» - за 250 рублей в месяц пользователи получают возможность безлимитно общаться (голосовая связь и SMS) с абонентами МТС России и выходить в интернет, а также 150 минут звонков и 30 SMS на номера других операторов области, - приводит данные Андрей Елизаров, коммерческий директор МТС в Челябинской области.
В МТС также фиксируют бурный рост услуг мобильного Интернета. По данным оператора, объем 3G-трафика в Челябинской области в 2011 году вырос в четыре раза по сравнению с 2010 годом. Способствовало этому появление опций безлимитного мобильного Интернета с телефона «БИТ» - 149 рублей в месяц и «Супер БИТ» - 199 рублей в месяц. Популярной опцией для доступа в сеть через USB-модем является «Безлимит-mini», которая позволяет комфортно общаться в социальных сетях, просматривать видеоролики, работать с почтой, читать новости за 230 рублей в месяц.
Также активно развивается направление мобильной коммерции. Так, в России число пользователей сервиса МТС «Легкий платеж» увеличивается в среднем на 40% в месяц, на Урале – в 4 раза за последние полгода. Наиболее популярными операциями среди пользователей сервиса является оплата услуг связи, в частности, интернета, телевидения, мобильной связи, и штрафов.
Что касается «Билайна», то после закрытия супердешевого тарифа «Косим цены», отток абонентов у оператора значительно вырос. В компании начали незамедлительно работать над решением этой проблемы и запустили пару новых тарифов – «Разговорный» (ответ МТСовскому «Супер МТС») и «Go!».
- Тариф «Разговорный» начинает завоёвывать популярность среди наших абонентов. И это не удивительно, поскольку все звонки внутри сети в рамках этого тарифа бесплатны! Абонент платит только 1 рубль в сутки, в том случае если в этот день совершает звонки внутри сети. Если звонков нет – рубль не списывается со счета абонента, - подчёркивает Вадим Макаров, директор челябинского филиала компании «Вымпелком» (бренд «Билайн»).
Самыми популярными дополнительными услугами у «Билайна» остаются SMS и мобильный Интернет. При этом популярность SMS со временем снижается, а количество пользователей мобильного Интернета и трафик постоянно растут, причём, весьма активными темпами. В настоящее время более 46% от общего числа абонентов «Билайн» Челябинской области пользуются мобильным 3G интернетом, как с помощью модемов, так и через телефоны, смартфоны и планшетные компьютеры. За 2011 год количество пользователей мобильного интернета «Билайн» выросло на 25,1%.
За четвертое место борьба разгорелась между «Ростелекомом» и «МегаФоном», в которой победителем вышел первых из них.
Стоит отметить, что «Ростелеком» за год растерял почти 20% своих абонентов. Тем не менее, с конца 2011 года у оператора начала наблюдаться позитивная динамика. Падение сменилось ростом. Во многом это заслуга ребрендинга, который компания начала в сентябре 2011 года, а также появлением тарифа «Кнопкины общаются», где все звонки, начиная со второй минуты разговора, тарифицировались по 5 копеек за минуту. Это предложение стало одним из самых популярных у пользователей. Стоит отметить, что к «Ростелекому» активно уходили «обиженные» абоненты «Билайна».
В настоящее время рост «Ростелекома» сдерживает отсутствие сетей «третьего поколения», но эту ситуацию в компании постараются исправить к концу 2012 года. К этому времени должны заработать сети 3G в крупных городах Челябинской области.
По итогам первого квартала 2012 года доля «Ростелекома» составила 14,1%, а абонентская база – 840 тыс.
Немногим уступил «МегаФон». Его доля оценивается в 13,9%, а абонентская база – 830 тыс. Компания сконцентрировалась на предоставлении услуг мобильного Интернета на максимально возможной территории и максимальных скоростях. Это позволило «МегаФону» стать одним из крупнейших операторов в Челябинской области по количеству пользователей 3G Интернета. Согласно нашим исследованием, скорость мобильного Интернета «МегаФона» в Челябинской области в 3G сети превосходит показатели прочих операторов мобильной связи (в среднем 2,5 Мбит/с на входящем потоке).
Что касается распределения долей рынка операторов по выручке, то она практически идентична. Исключение, пожалуй, в том, что здесь «МегаФон» обходит «Ростелеком». Лидер Tele2 – 27,5%, далее следуют МТС – 22,9%, «Билайн» - 18,8», «МегаФон» - 16,5% и «Ростелеком» - 13,7%.
Самые говорливые и самые экономные
Интересной оказалась информация о средних затратах на мобильную связь у южноуральских абонентов. В среднем это 249,4 рубля. Самыми экономными стали абоненты Tele2. В месяц они тратят в среднем 218 рублей. В тройку также попали «Билайн» - 228 рублей в месяц и «Ростелеком» - 238 рублей в месяц.
А вот самыми активными пользователями «поговорить по телефону» стали абоненты «МегаФона». В среднем они разговаривают по 283 минуты в месяц (4 часа 43 минуты). В топе лидеров также оказались МТС с результатом 280 минут в месяц (4 часа 40 минут) и «Ростелеком» 265 минут в месяц (4 часа 25 минут). Интересно, в чём состоит феномен абонентов «МегаФона»?
* MoU (Minutes of Use) - показатель, равный количеству минут, использованных абонентом на услуги телефонной связи.
О планах и прогнозах
Благодаря высокой конкуренции на рынке сотовой связи Челябинской области не будет скучно. Борьба за клиентов будет продолжена. Из основных трендов стоит отметить постепенный крен операторов в сторону безлимитных внутрисетевых тарифов, как это есть в той или иной форме у МТС и «Билайна» сейчас.
Отдельного упоминания заслуживает мобильный Интернет. К концу 2012 года на Южном Урале будет запущена четвёртая сеть 3G, развёртываемая «Ростелекомом». Это обострит конкуренцию и позволит получить безлимитные тарифы с большим объемом неограниченного по скорости трафика (по прогнозам 20 – 50 Гбайт). При этом уровень цен останется прежним. Снижение маловероятно.
А вот относительно строительства в Челябинской области сети LTE, которую планирует построить «Скартел» (бренд Yota) при помощи «МегаФона», остается интрига. Особые планы на Челябинск по LTE есть и у «Ростелекома». Этот оператор уже пообещал к декабрю запустить одну из первых сетей 4G на Урале именно в Челябинске. Посмотрим, что из этого получится.
Своими планами поделились и сотовые компании:
- В 2012 году мы будем продолжать акцентировать внимание на хорошем качестве при доступной цене. Для этого в планах стоят задачи по расширению сети, введению новых услуг, способных принести нашим абонентам пользу и радость в общении, - говорит Светлана Галилеева.
- Основные активности операторов развернутся вокруг мобильного интернета, и «Билайн» уже сделал многое, чтобы стать лидером в этом сегменте, - замечает Вадим Макаров. - За 2011 год количество пользователей мобильного интернета «Билайн» выросло на четверть, а потребляемый ими трафик - на 315,7%. В 2012 году и далее рост, несомненно, продолжится.
- В 2012 году МТС продолжит развивать конвергентные продукты, объединяющие услуги мобильной и фиксированной связи. Так, например, в ближайшее время абоненты, которые одновременно пользуются мобильными и проводными услугами от МТС, смогут получать кросс-скидки. МТС планирует подключить абонентов Челябинской области к программе «20% возвращается», в рамках которой 20% от ежемесячных трат на оплату домашнего Интернета и кабельного телевидения возвращаются на счет мобильного номера абонента. Также абоненты фиксированных услуг вскоре смогут регистрироваться в программе «МТС бонус», - заверяет Андрей Елизаров.
Заглавное фото Славы Степанова