Во втором квартале этого года начались интеграционные процессы на рынках сотовой связи, широкополосного доступа и розничных продаж. Компании покупают операторов фиксированной связи и интернет доступа. Они также задумываются о приобретении активов сотовых ритейлеров. О том, какие изменения нас ожидают на этих рынках, мы беседовали с президентом ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Михаилом Шамолиным.
- Сейчас в прессе только и слышно, что «МТС» покупает «Евросеть». «МТС» сами подогрели интерес к этой теме, своими последними заявлениями. Говорилось также, что цена покупки может составить $1 млрд. Как Вы можете прокомментировать эту ситуацию?
- Мы динамично развивающаяся компания. Потенциально нам интересен любой актив, который позволит нам расти дальше. Есть абоненты, есть бизнес, есть денежные потоки, и мы, бесспорно, заинтересованы в консолидации рынка, но по разумной цене. Стоимость того или иного актива приобретает первостепенное значение в условиях нестабильной экономической ситуации.
- Будет ли АФК «Система», может быть, МТС или специально созданная для этой цели компания покупать «Евросеть»?
- Я могу заверить вас в том, что МТС не собирается получать операционный контроль над «Евросетью». В отличие от Европы в России рынок сложился по-другому. У нас есть независимые операторы, и у нас есть независимая дистрибуция. И эта структура работает весьма качественно и эффективно - де-факто наш абонент получает больший выбор трубок, возможность выбирать оператора и взять потребительский кредит в точке продаж у нескольких банков в течение 15 минут. Оператор не берет на себя в связи с этим никаких рисков, этим занимаются ритейлеры.
- Рассматривается ли вариант приобретения миноритарной доли в таком случае?
- Мы внимательно следим за рыночной ситуацией, и пока это маловероятно.
- Аналитики сходятся во мнении, что хотя бы частичный контроль над самой крупной торговой сетью, позволил бы контролировать уровень продаж и подключений. Как вы можете это прокомментировать?
- Успешный опыт нашего сотрудничества с дилерами говорит о том, что не обязательно покупать акции того или иного ритейлера, чтобы эффективно продавать контракты.
- В связи с последними событиями вокруг «Евросети», как Вы оцениваете, каким будет рынок сотовой связи в ближайшем будущем? Будет ли это операторский рынок как в Европе и США, либо все останется без изменений?
- Пока мобильный ритейл развивался на быстрорастущем рынке все участники рынка не испытывали никаких проблем. Продажи мобильных телефонов росли огромными темпами, поскольку уровень проникновения сотовой связи был низким. А когда этот рост закончился, компании стали испытывать сильную финансовую нагрузку. Не для кого не секрет, что сотовые ритейлеры работают с очень небольшой маржой. К тому же конкуренция в этом сегменте очень высока. Все это провоцирует участников рынка искать дополнительную поддержку и инвестиции для восстановления своей устойчивости. И в качестве одних из инвесторов в этом случае выступают операторы сотовой связи. Но опять-таки ситуация быстро меняется, идет консолидация на рынке: уходят слабые игроки и остаются сильные. И я не исключаю, что индустрия цифрового ритейла крупными компаниями будет сохранена. Для этого игроки должны повысить маржинальность и эффективность бизнеса, сократить издержки. Тогда принятый статус-кво сохранится.
- Михаил, в настоящее время мы наблюдаем финансовый кризис. Российские и международные индексы деловой активности резко пошли вниз. Не остались в стороне и котировки акций российских компаний. Как в этой ситуации себя чувствуют телекоммуникационные компании и в частности МТС?
- Здесь стоит разделять два момента. Акции «Вымпелкома» и МТС котируются на бирже в Нью-Йорке. И если рассматривать капитализацию компании с точки зрения стоимости акций на бирже, то действительно за последние несколько месяцев в связи с всеобщим финансовым кризисом акции компании упали в цене. Но это не значит, что цена компании как таковой, снизилась. Бизнес остается в хорошем финансовом состоянии, поскольку он работает на рынках, которые не попали под воздействия ипотечного кризиса или кризиса потребления. Поэтому на финансовые потоки компании и ее экономическое здоровье это не влияет. А цена акций - она снизилась. Закончится кризис, и она поднимется.
- Не могу не задать вопрос о скором старте продаж в России Apple iPhone. Каким образом будет реализовываться это устройство компанией МТС? Какие партнеры оператора будут заниматься продажами?
- У нас с компанией Apple подписано соглашение о конфиденциальности. Поэтому я не могу комментировать, где будут продаваться телефоны и по какой схеме. Могу единственное сказать, что продажи начнутся совсем скоро. Будет много очень интересных тарифных планов применительно к iPhone. Все они будут направлены на популяризацию всех тех сервисов, которые объединяет в себе телефон от Apple. Увы, об остальном станет известно несколько позже.
- Михаил, вы сказали о том, что Apple iPhone 3G будет продаваться со специальными тарифами. Почему специальные продукты разрабатываются МТС именно для Apple, а не для Samsung, Nokia, HTC, Motorola или других? Что особенного есть в iPhone, за что он будет продаваться на особых условиях, со специальными тарифами МТС?
- iPhone на рынке сегодня, пожалуй, единственное устройство, которое дает пользователю уникальные возможности в плане мобильного интернета. Я полагаю, что все перечисленные вами компании также не заставят себя ждать, и мы увидим альтернативные устройства. На сегодняшний день Apple iPhone является признанным во всем мире лидером в области мобильного интернета. Это и удобство просмотра, пролистывания web-страниц и многое другое. Существующие коммуникаторы и смартфоны не позволяют сделать этого. Стоит отметить, что будущее за мобильным интернетом. В этом аспекте устройства наиболее полно отвечающие запросам целевой аудитории крайне важны. Уже сейчас стали популярными такие сервисы как YouTube, Google Maps и другие.
- Два месяца назад «Вымпелком» завершил первый этап консолидации своих активов после покупки «Голнен Телекома» и «Корбины». Был запущен новый бренд «Билайн Бизнес» для корпоративных пользователей. Планирует ли МТС в перспективе идти по пути «Вымпелкома», присоединяя к себе операторов фиксированной связи, интернет-провайдеров, и стать универсальной телекоммуникационной компанией?
- Вы знаете, я бы не стал комментировать действия «Вымпелкома». Это их внутреннее дело. У нас в компании МТС достаточно давно произошло деление на B2B и B2C. Мы все-таки пока придерживаемся существующего курса, то есть мы фокусируемся на мобильной связи. Наша философия заключается в том, что нужно заниматься тем, что тебе лучшего всего удается, и где ты себя чувствуешь профессионалом. Мы достаточно давно и успешно развиваем направление корпоративных продаж. Все наши клиенты довольны. Мы предоставляем полный спектр телекоммуникационных услуг, в том числе и конвергентных. Для того чтобы оказывать конвергентные услуги совсем необязательно владеть компанией фиксированной связи. Например, мы реализуем партнерские отношения с компанией «Комстар-ОТС» и «Orange». В результате у нас есть продукты FMC и другие, которые востребованы в основном только самыми крупными нашими клиентами. Среди средних и мелких предприятий подобные услуги не пользуются популярностью. Еще остро стоит проблема с инфраструктурой. У многих клиентов просто нет выбора, каким оператором фиксированной связи пользоваться, поскольку он один. Тоже и с интернетом. Мы же подбиранием решения в каждом конкретном случае гибко.