Ритейлер М.Видео-Эльдорадо совместно с «Лабораторией Касперского» провел масштабный опрос российских пользователей интернета, участниками которого стали 12 485 человек. Согласно результатам исследования, около половины респондлентов (51%) понимают значение термина «дипфейк». Среди тех, кто слышал про такие технологии, 57,6% признались, что неоднократно сталкивались с контентом, созданным с использованием искусственного интеллекта. Ещё примерно каждый пятый опрошенный признался, что мог видеть подобный материал, однако точно не уверен в этом.

Эксперты по кибербезопасности отмечают: сами по себе дипфейк-технологии — не плохие и не хорошие, важно то, как их используют люди. При этом пользователям стоит критически относиться к любым сообщениям, которые они видят в сети.
Среди типов фейкового контента наиболее распространены различные виды развлекательных материалов. Например, популярные видео с известными персонами или политиками появились благодаря глубоким технологиям обработки медиаконтента. Реалистичность современных дипфейков иногда заставляет сомневаться даже опытных пользователей, поэтому стоит уделять особое внимание вопросам информационной безопасности и защите персональных данных.
Специалисты подчеркивают важность защиты от новых видов мошенничества, активно использующих возможности искусственного интеллекта. Как показывает исследование, около 15% опрошенных сталкивались с попытками финансовых махинаций через поддельные голосовые записи друзей или членов семьи.
Места распространения такого опасного контента разнообразны: наибольший процент случаев зафиксирован в разнообразных видеосервисах (53%), в мессенджерах (45%) и соцсетях (42,4%). Около 20% видели их в новостях и СМИ. При этом, например, на сайтах и в приложениях знакомств такой контент встречался лишь 8% респондентов.
Специалисты отмечают, что ИИ-технологии также могут использовать в своих схемах злоумышленники. По данным опроса, большинство его участников (82,5%) отметили, что смогли избежать обмана, столкнувшись с мошенниками, которые применяли дипфейки. Однако 6,7% поверили мошенникам, хотя и не потеряли средства или данные, у 3,2% злоумышленники похитили деньги. Эти результаты показывают, что даже осведомленные пользователи могут оказаться уязвимыми перед все более убедительными приманками атакующих.
«Злоумышленники чаще всего используют дипфейки в качестве дополнительного инструмента социальной инженерии. По сути, это приманка, цель которой — побудить потенциальную жертву, например, перейти по ссылке или перевести средства на счет мошенников. Самостоятельно распознать видео- или аудиоконтент, сгенерированный ИИ, может быть трудно. Поэтому пользователям важно соблюдать основные правила цифровой безопасности, чтобы снизить киберриски: критически относиться к любым материалам в сети, а также проверять, действительно ли человек тот, за кого себя выдает, прежде чем переводить ему деньги, а также не переходить по ссылкам и не скачивать файлы из подозрительных переписок», - отмечает руководитель направления исследований данных компании «Лаборатория Касперского» Дмитрий Аникин.
«Нейродипфейки становятся все более реалистичными и могут появиться на любой онлайн-платформе. Даже опытным пользователям бывает сложно отличить подделку от реальности. Именно поэтому мы вместе с экспертами «Лаборатории Касперского» создали документальный сериал «Эволюция обмана». В шести эпизодах по 10 минут мы разобрали реальные истории, показали, как работают современные схемы и психологические приемы злоумышленников, и дали зрителям практические рекомендации, как защитить себя и близких от телефонных звонков, фишинга, использования искусственного интеллекта и дипфейков в преступных схемах», - говорит главный редактор бренд-медиа М.Клик Компании М.Видео-Эльдорадо Анастасия Соливоник.